Как перенести важные данные на новую систему.....
  Hi-Tech
Рейтинг:
0


Переносим важные данные в новую систему

Рано или поздно каждому пользователю приходится переходить на другую систему или более современный ПК. Мы расскажем, как надежно сохранить и перенести свои настройки, пароли, закладки, архив писем и многое другое в новую ОС

Речь пойдет о более тонких инструментах, которые позволяют перенести все ценное в новую систему при ее апгрейде или переустановке либо просто на другой ПК. Для операций резервного копирования и восстановления данных мы приготовили надежные и бесплатные программы, которые лучше всегда иметь под рукой, чтобы в любом случае можно было быстро вернуть браузер, электронную почту и систему в актуальное состояние. Старая истина «Подальше положишь, поближе возьмешь» сработает на все сто, если заранее озаботиться сохранением важных данных в надежном месте.

Когда может пригодиться бэкап данных?

Предположим, вы решили установить новую операционную систему, заменив, например, старую Windows XP на «семерку». Понятно, что в данном случае системный образ окажется невостребованным, а вот перенести все закладки из «Избранного» веб-браузера в новую ОС весьма желательно.

Другой пример — в вашем компьютерном арсенале имеется довольно старое устройство, производитель которого прекратил поддержку данной модели или сам канул в небытие. Как это часто бывает, веб-ресурс вендора недоступен, а диск с драйверами давно потерян. Но само устройство вполне работоспособно и отлично выполняет свои задачи. Решить проблему довольно просто: нужно создать резервную копию драйверов. После переустановки системы вы сэкономите время при «оживлении» устройств, одним щелчком запустив процесс развертывания драйверов из архива. К сожалению, при переходе с XP на «семерку» такой прием не сработает, так как драйверы могут быть не совместимы с новой ОС. В этом случае может помочь лишь использование драйвера для Vista, если таковой найдется в Сети.

В деле хранения паролей не стоит полагаться на собственную память или бумажные стикеры. Было бы неплохо завести специальный блокнот, но в нужный момент его может не оказаться под рукой. Для этих задач мы можем предложить вам удобную утилиту, способную надежно хранить секретные комбинации символов. Все тайны содержатся в программной базе данных, а при последующей установке системы достаточно подгрузить ее файл, причем его можно разместить и в интернет-хранилище.

Если вы дорожите архивом электронных писем, то о его резервировании стоит позаботиться заранее. Специальные программы из нашей подборки могут делать это автоматически. Впрочем, еще надежнее — использовать протокол электронной почты IMAP, о котором вы можете прочитать, например, в предыдущем номере в статье «Письма без дубликатов».

Системные переменные

В различных версиях Windows стандартные папки, предназначенные для одних и тех же целей, хранятся в разных местах. Например, профиль пользователя в Windows XP расположен в директории C:Documents and SettingsИмя_пользователя, а в Vista и «семерке» путь к нему другой — C:UsersИмя_пользователя. Папки, где приложения хранят пользовательские данные, в этих системах выглядят соответственно как C:Documents and SettingsИмя_пользователяApplication Data и C:UsersИмя_пользователяAppDataRoaming.

Однако все эти пути (и многие другие данные) записаны в специальных системных переменных, которые одинаковы для всех версий ОС от Microsoft, даже Windows 95. Именно их используют программы, чтобы выяснить, где и что находится. Поэтому знать о них не помешает и владельцу компьютера. Так, путь к профилю пользователя хранится в переменной %USERPROFILE%, а к пользовательским профилям приложений — в %APPDATA%. Посмотреть значения системных переменных можно, введя в окне командной строки «set» (без параметров), а использовать — как в командной строке, так и адресной строке Проводника. При этом имя переменной заключается в знаки процента (%). Если знать это, намного легче, скажем, попасть в папку с профилем Mozilla Firefox, чтобы сохранить закладки. Правда, в командной строке довольно непросто набрать без ошибок следующее:

cd "C:Document and Settingsимя_пользователяApplication DataMozillaFirefoxProfiles"

При этом нужно не забыть про кавычки, так как в пути присутствуют пробелы. А с использованием системной переменной все намного проще и сработает не только в Windows XP, как приведенная выше команда, но и более поздних версиях ОС: cd %APPDATA%MozillaFirefoxProfiles

В Проводнике системные переменные позволяют быстро переходить в нужные места, не включая отображение скрытых и системных папок. Вам нужно просто ввести ее в адресной строке (вместе со знаками процента) и нажать «Enter».

Переносим все ценное в безопасное место

Позаботьтесь о сохранности папки «Мои документы», переместив ее в надежное место

Документы. По умолчанию каталог «Мои документы» расположен на системном диске в профиле пользователя, путь к которому хранится в системной переменной %USERPROFILE% (подробнее о системных переменных — во врезке на следующей странице). Очевидно, что это не самое надежное место для хранения ценной информации, так как при крахе системы могут возникнуть проблемы с доступом к данным или даже их восстановлением. Если вы еще не позаботились о перемещении данного каталога на другой логический том, то срочно измените его расположение. Делается это чрезвычайно просто: в контекстном меню значка «Мои документы» выберите «Свойства» и на вкладке «Расположение» (в Windows 7) или «Папка назначения» (в Windows XP) воспользуйтесь кнопкой «Переместить». Затем укажите другой, не системный раздел, после чего каталог «Мои документы» со всем содержимым благополучно «переедет» в заданное вами место. Теперь одной проблемой меньше: после переустановки системы нажмите кнопку «Найти папку» и укажите ее расположение.

Почта. Мало кто задумывается о резервном копировании писем электронной почты и контактов. Тем не менее некоторые сообщения содержат важную информацию, а малоиспользуемые контакты могут потребоваться в самый неожиданный момент. При сохранении электронной почты в самом выигрышном положении находятся пользователи, работающие с Microsoft Outlook Express, Windows Mail или The Bat!. Эти приложения позволяют указать расположение папки с сообщениями, что избавит вас от потери писем. По умолчанию все письма почтового клиента Outlook Express (он имеется только в Windows XP, а в более свежих ОС его предлагается заменить сервисами из набора Windows Live) хранятся в папке %APPDATA%Identities{0F288D73-D940-4B12-B4AA-8D524F07C609}MicrosoftOutlook Express. На вкладке «Обслуживание» программных настроек («Сервис | Параметры») при помощи кнопки «Банк сообщений» вы без труда измените расположение папки — конечно, это должен быть не системный раздел. База сообщений более современного клиента Microsoft Outlook представляет собой файл с расширением PST и хранится в папке %APPDATA%MicrosoftOutlook.

Аккаунт в Opera Link позволяет автоматически синхронизировать закладки со всеми устройствами и хранить их в онлайн-сервисе Opera

Закладки. Ручное сохранение «Избранного» и файлов cookie в системном веб-браузере реализовано весьма просто: в меню «Файл» следует воспользоваться командой «Импорт и экспорт», после чего приказать программе «Экспортировать в файл». В Mozilla Firefox такой процесс осуществляется при помощи меню «Закладки | Управление закладками | Импорт и резервирование | Экспорт в HTML». При переустановке системы все данные можно будет быстро импортировать обратно. Отметим также, что в браузерах Opera и Firefox имеются специальные сервисы, которые позволяют синхронизировать закладки на всех ваших компьютерах. Однако для этого потребуется завести аккаунт, например, в Opera Link — хранилище и синхронизаторе закладок этого браузера.

Для тех, кто зарегистрировал почтовый ящик в браузере Opera, сообщим, что все письма в этом клиенте размещаются в папке %APPDATA%OperaOperamail. Чтобы выбрать другое расположение для хранилища корреспонденции, в «Редакторе настроек» программы укажите (opera:config#Mail|Mail Root Directory) и задайте для него новую папку.



Перечисленные выше советы помогут вручную настроить безопасное хранение повседневной информации. Однако для быстрого резервирования можно применять и специально обученные программы.

«Вам дрова нужны?»



Double Driver за несколько минут создаст резервную копию драйверов устройств для последующего развертывания во вновь установленной системе

Вопрос из популярного анекдота, когда хозяин, ответив на него ночью отрицательно, поутру не обнаруживает на дворе дров, актуален и для операционной системы. Как ни странно, драйверы устройств также можно отнести к особо ценной информации. Чтобы не тратить время на их поиски после переустановки системы лучше заранее позаботиться об их резервировании. Вручную это сделать затруднительно, а вот специальная бесплатная утилита Double Driver (www.boozet.org) выполнит всю работу автоматически. Программа поддерживает 64-битные системы и не требует инсталляции — достаточно распаковать архив и запустить исполняемый файл. Хотя интерфейс и не локализован, он вполне понятен: назначение кнопок «Backup» и «Restore» достаточно очевидно. Просканируйте систему на наличие в ней драйверов имеющегося оборудования, нажав на кнопку «Scan Current System». После этого программа отобразит список найденных устройств, включая виртуальные — например, компоненты виртуальных машин и/или брандмауэров. Понятно, что создание резервной копии таких драйверов не имеет смысла, поскольку в процессе инсталляции софта драйверы виртуальных устройств установятся автоматически без вашего участия. Внимательно просмотрите список, отключите ненужные компоненты (например, драйверы для видеокарт от NVIDIA и AMD, обновляющиеся с завидным постоянством), отметьте важные для вас пункты, после чего приступайте к созданию «дровяного склада» (кнопка «Backup Now»).

К сожалению, резервная копия драйверов будет автоматически сохранена в папке %USERPROFILE%My DocumentsDouble Driver Backup — еще раз напомним о целесообразности выбора другого раздела. Изначально предлагается хранить драйверы в структурированном каталоге, однако для экономии места можно выбрать архивирование в формате ZIP либо создание самораспаковывающегося архива. Для восстановления драйверов служит кнопка «Restore»: все, что от вас требуется, — это указать место размещения архива и дождаться окончания процесса.



Следует учесть, что резервная копия драйверов, созданная в среде Windows XP, с большой вероятностью окажется бесполезной в Windows 7 и наоборот.

«Резервист»-полуавтомат Cobian Backup автоматически сохранит важные данные в надежном месте

В некоторых случаях простейшие операции резервного копирования пользовательских данных лучше поручить своеобразному программному роботу. Для этих целей отлично подойдет бесплатная утилита Cobian Backup (www.cobian.se). Ее можно настроить на автоматическое резервирование важных данных на встроенном или внешнем жестком диске, а также в сетевом хранилище. К сожалению, программа сама не обучена выбирать ценную информацию, поэтому сначала придется ей все детально указать. Для этого зайдите в «Задание | Новое задание» и в секции «Общие» дайте имя своему поручению. Затем пометьте, чтобы утилита при необходимости копировала вложенные папки, и либо согласитесь с теневым копированием, предлагаемым по умолчанию, либо отключите его. Обратите внимание на раздел «Тип копирования»: изначально предлагается создавать полную копию. При генерации задания такой подход вполне логичен, однако в дальнейшем для экономии места на диске и времени можно активировать параметр «Добавочный» — это позволит прибавлять к полной копии только новые или изменившиеся компоненты.

Функция перетаскивания объектов в Cobian Backup добавляет удобства при настройке резервного копирования

Секция «Файлы» содержит два раздела — «Источник» и «Путь назначения». В качестве объектов копирования позволяется указывать отдельные файлы и каталоги. При этом поддерживается возможность перетаскивания объектов в программное окно из Проводника. Вы можете настроить копирование, например, закладок браузера, которые расположены по адресу %USERPROFILE%Favorites.

Пункты секции «Расписание» не нуждаются в пояснениях — встроенный планировщик предлагает ежедневное резервное копирование. Доступно сжатие архива (ZIP и 7ZIP) и шифрование его четырьмя алгоритмами. Кроме того, к вашим услугам возможность создания фильтров, а также назначение действий перед началом и после окончания резервного копирования. Огорчает только, что восстанавливать сохраненные данные придется вручную — это, пожалуй, единственный недостаток Cobian Backup. Для распаковки и дешифрования резервной копии предусмотрены встроенные утилиты (меню «Инструменты»).

Мастер паролей

Для надежного хранения и последующего восстановления паролей советуем использовать приложение KeePass

Хранение логинов, паролей или просто ценной информации — дело ответственное, и к нему стоит отнестись серьезно, тем более что сейчас многие операции на различных интернет-сервисах осуществляются только при регистрации аккаунта. Удобным хранителем является бесплатная утилита KeePass (http://keepass.info). Многим это приложение может показаться скучным, однако со временем данный инструмент станет для вас незаменимым. Все ваши пароли будут храниться в одной зашифрованной базе данных в файле с расширением KDB. Функции синхронизации с каким-либо интернет-хранилищем в приложении нет, и за хранение файла отвечает сам пользователь, а программа лишь позволяет работать с базой паролей. Однако вы можете сами выбрать подходящий онлайн-сервис (см. статью «Backup без стресса» в июльском номере CHIP) и настроить копирование базы на его веб-диск. Большим достоинством программы является ее кросс-платформенность: имеются версии практически для всех мобильных и настольных ОС, так что ваши пароли будут везде при вас под надежной защитой шифрования с 256-битным ключом алгоритма AES.



Начиная работать с программой, следует дать имя файлу базы данных и сохранить его в удобном месте («Файл | Новый»). Понятно, что программная база паролей должна быть защищена при помощи ключа. Изначально предлагается сжимать базу данных с использованием алгоритма GZip. Для создания карточки предлагаются категории «Общие», «ОС», «Сеть», «Интернет», «Почта» и «Счета», но можно сделать и собственную. Нажмите на «Изменить | Добавить запись» и заполните предлагаемые поля — большинству пользователей достаточно указать имя, адрес, логин и пароль к аккаунту. Если вы сомневаетесь в надежности пароля, воспользуйтесь инструментом для создания секретной комбинации «Инструменты | Генератор пароля». Обратите внимание на срок действия карточки пароля (чекбокс «Окончание»): изначально данная функция отключена, но убежденные конспирологи могут указать в нем время «жизни» каждой записи. Напомним, что созданный файл с базой паролей можно подгрузить на любой компьютер или мобильное устройство через карту памяти или интернет-хранилище — нужно лишь установить программу KeePass.

Вывод

Для резервного копирования важных данных требуется совсем немного времени и, разумеется, желание. Коммерческие программы для резервирования, как правило, не предлагают специфических функций, поэтому мы считаем, что в большинстве случаев будет достаточно возможностей бесплатных приложений. Рекомендуем использовать несколько накопителей для хранения архивов, тем более что стоимость USB-носителей снизилась до вполне демократичной отметки.


Поделиться
Комментарии

Ваше имя
E-mail
Ваш комментарий
Введите код, который вы видите на картинке
Код