Динамичная статика нашей жизни: мир глазами Билла Виола
     Просмотров: 476   Мысли вслух...
Рейтинг:
1

 Динамичные образы мельтешат нынче повсюду- мелькают картинки соцсетей притягательными символами и рекламные ролики берут наше воображение в плен-фантазия и "симулякры" , где стилизация успешной жизни давно подменила саму суть. Клоны этой жизни и их динамика пустотельства одолевают. Оттого часто хочется замедлиться. Но увы-современное общество не признает внутреннего движения. Ему непременно нужны внешние проявления и достижения. Клиповое мышление вымещает остатки критического,смыслы отрешенно смотрят на нас из своих уставших космических глаз бездны эпохи Кали-Юги, а неразумные новые "боги" диктуют нам правила алгоритмов новой жизни. Кадр, еще кадр-стоп и вот глаз цепляет феномен- динамический сюжет в неподвижности. Произведения Бил Виолы: странная попытка придать динамики изначальной статике. Будто смотришь на замедленный сюжет жизни и изумляешься: какой была бы она, если бы восприятие было таким медленным и тягучим, позволяющим вонзаться и вгрызаться в суть вещей?





Читаю сводки и паблики соцсетей: Билл Виола — один из самых влиятельных современных американских видеохудожников. Его работы — образцовый пример лирической тенденции в современном искусстве. Виола начал создавать одноканальные видео и видеоинсталляции в первой половине 1970-х годов. Сам художник называет свои работы визуальными поэмами, в них он обращается к вопросам идентичности и духовного смысла в современном мире. С середины 1980-х годов он создаёт известные во всём мире инсталляции, фильмы, видео, звуковые среды, а также медиаработы, сопровождающие масштабные концертные и оперные постановки.


 



Виола ведёт непрерывные поиски в области формы. Он переосмысляет традиционную западную иконографию, религиозные образы и метафоры, преломляя их в ракурсах современной повседневности средствами медиаискусства. Обращаясь к фундаментальным вопросам жизни — рождению, смерти, трансформации — Билл Виола создаёт сакральные пространства своими масштабными инсталляциями.



 



Состояние человека — основная тема творчества художника, рассказанная прямо или через метафоры природных стихий. «Моя работа, — утверждает Виола, сосредоточена на процессе самопознания и осознания. Видео — это часть моего тела: оно интуитивно и бессознательно».   



 



Билл Виола изучал музыку и акустический дизайн. В своих работах он уделяет равное внимание звуку и изображению. В 1995 году Виола представлял США на Венецианской биеннале. Его персональные выставки проходили в Музее современного искусства (Нью-Йорк, 1987), Музее американского искусства Уитни (Нью-Йорк, 1998), в музее Пола Гетти (https://www.getty.edu/art/exhibitions/viola/) (Лос-Анджелес, 2003), в Гран-Пале (https://www.grandpalais.fr/fr/evenement/bill-viola) (Париж, 2014), в Музее Гуггенхайма (https://billviola.guggenheim-bilbao.eus/en/) (Бильбао, 2017), в Королевской академии художеств (https://www.royalacademy.org.uk/exhibition/bill-viola-michelangelo) (Лондон, 2019).


Хочется смотреть его работы лично и писать больше о том как классическое искусство с академическими канонами, впервые столкнулось с новыми технологиями, но Мария Костырева, оставила нам удивительно-вдохновленное исследование творчеста современного художника. Привожу его отрывки в этой статье:



"Появление новой технологии в искусстве неизбежно ведет к попытке переосмысления предшествующей истории и провоцирует вопрос о самой сущности искусства.


С начала ХХ века кинематограф очаровывал художников своей возможностью создания динамичного образа, что неизбежно вело к изменению классических форм искусства, таких как живопись. В 60-е, с появлением портативной видеокамеры, диалог между статичным и динамичным образом в искусстве получает новый импульс. Кроме того, видеокамера, в отличие от кинокамеры, позволяет одновременно записывать и изображение, и звук, что делает возможным максимально полное отражение действительности.



Многие художники ХХ века, завороженные новой технологией, пытаются привнести в живопись движение, свойственное видео-образу (вспомним, например, картину Марселя Дюшана «Обнаженная, спускающаяся по лестнице»). Билл Виола в своих работах предпринимает противоположное действие. Бесконечно замедляя видео, он добивается от него статичности живописного изображения, таким образом, утверждая равенство видео-образа и живописи, а сам видеоарт — в истории искусства.



Своими работами Виола доказывает, что технологии не несут за собой разрыва в истории искусства, они цикличны и являются, подобно цезуре в музыкальном произведении, неизменной частью общего поля искусства. В риторике художника переход от Высокого Возрождения к маньеризму оказывается синонимичен движению от кинематографа к видеоарту. Оба направления стремятся выйти за пределы максимальной точки реализма, нащупать в технически безупречном изображении реальности нечто большее.



 



Билл Виола, первый классик видеоарта, парадоксальным образом находит вдохновение не в новой технологии, а в ее корреляции с искусством прошлого. Родство видео-работ Билла Вилы с классической европейской живописью можно проследить в трех направлениях: сюжет, связь с архитектурой и тема.



Из паблика телеграм канал  "Искусство жизни с Ланой Келли"


Комментарии

Ваше имя
E-mail
Ваш комментарий
Введите код, который вы видите на картинке
Код
   
База Знаний