Колеса выполняют, прежде всего, техническую функцию, но своим привлекательным дизайном они могут также успешно пробуждать эмоции, о чем свидетельствует рынок колес из легкого металла. В секторе легковых автомобилей, а также мотоциклов получили признание колеса из легких металлов и сегодня поставляются с машинами в заводской комплектации, уже даже в продукции компакт- и мини-класса. Дополнительно на российском рынке через прилавки магазинов рынка запчастей продаются еще добрых три миллиона колес. В сочетании с широко профильными шинами это очень популярный способ придать автомобилям визуально эффектный вид. При этом формальный дизайн колес из легких металлов, как и автомобилей, подвержен влиянию изменяющегося вкуса времени. Крупные зарубежные производители ободов во главе с фирмой Ronal предлагают каждый раз несколько моделей, при этом только некоторые образцы дизайна реализуются в большом количестве. Палитра ободов простирается от почти закрытого колеса с небольшим количеством отверстий до колес с филигранными перекрещивающимися спицами, благодаря которым стало известным avtoindent.ru. Список наиболее популярных колес на рынке все еще возглавляет небольшой размер 7х15, на смену которого по среднесрочным прогнозам придет 7,5х16. Резко увеличивается тенденция спроса на размеры колес 8х17 и 8х18. Объединение немецких дизайнеров автомобилей (VDAT) уже предостерегало от приобретения дешевых и спорных в отношении качества копий продукции известных изготовителей и дизайнеров колес. Действительно, на рынке встречаются обода, не прошедшие экспертизу и не соответствующие принятым стандартам качества. При испытаниях на нагрузки на испытательных стендах TUV по заказу VDAT некоторые дешевые колеса спорного происхождения показали катастрофические результаты: опасный недостаток безопасности. В любом случае не рекомендуется делать покупку, если на колесах из легких металлов нет ABE (разрешение на эксплуатацию Федерального автотранспортного ведомства) или зарубежного сертификата (TUV). При этом следует пояснить некоторую путаницу в понятиях. Обода с глубоким ложем (см. рисунок) представляют собой конструктивно чётко определенные формы с глубоко расположенным дном обода, которое в свою очередь соединено с чашей колеса или, звездой обода. Поэтому колеса из легких металлов, предлагаемые повсеместно как «обода с глубоким дном» с широким внешним краем, в общем-то, не заслуживают этого названия. Понятие обод также относится только к части колеса, на которой располагается шина. Но термин обод получил распространение как название всего колеса и стал по своей сути неправильным, но всеобщим названием, мы его тоже используем. Колеса из легких сплавов, как правило, цельные. Спортивные и чаще всего дорогие колеса из легких металлов сегодня делаются также из нескольких частей. То, что хорошо в гоночном спорте (заменяемость отдельных элементов), в дорожном движении является недостатком по сравнению с монолитными колесами: проблемы с герметизацией, с балансиров-кой (вращение без радиального биения) и больший вес — контраргументы специалиста по колесам. Инженеры знают так же, «что сегодня в колесах важен только дизайн без учета веса». Так, колесо из легкого металла размером 7х16 могло бы весить 8 килограмм, в то время как большинство конструкций действительно достигает веса 9-10 килограмм, так как этого требует дизайн. С другой стороны, несущая способность колеса заметно увеличилась. Все реже встречающиеся колеса с дисками из листовой стали состоят непосредственно из обода и чаще всего приваренной чаши колеса (колесная чаша), которой колеса провинчиваются к опоре. Тангентные (со спицами) колеса в большинстве случаев используются в старинных автомобилях. Прочность и потребительские качества этой конструкции — она напоминает колесо велосипеда — оставляют желать лучше го, например, возможно ослабление спиц. Они не разрешены для применения в современных автомобилях, но являются обязательной принадлежностью автомобилей-классиков. Едва ли можно представить себе Jaguar XK140, Triumph TR 3 ил и MGA без колес со спицами. Уже имели успех эксперименты с колесами из синтетических материалов, фирма BTE-Felgentechnik GmbH в Грубе (SH) имеет допуск TUV на размер 8x17. Искусственные волокна отличаются особенно легким весом, и, разумеется, устойчивы против коррозии, но охлаждение тормозов создает проблемы, и они (пока) стоят дорого. Но следует считаться с тем, что синтетические колеса рано или поздно в возрастающем количестве будут появляться на рынке.
|
|
База Знаний
Колеса и обода: украшения дизайнера и средства опоры
Рейтинг:
0
Поделиться
Комментарии