По одной из легенд, история Ford началась с падения основателя компании с лошади, во время работы на фермерском хозяйстве близ Мичигана. Возможно это так, а что сегодня? Компания имеет вековую историю, начало которой пошло от изобретателя конвейера Генри Форда.
Все началось в Мичигане (штат США), где была подана заявка на регистрацию промышленного предприятия. Организаторами новой компании стали – Генри Форд (Henry Ford) и его 11 друзей-единомышленников.
Новое предприятие Ford Motor Company успешно прошло регистрацию и сразу же налаживается выпуск продукции. Первенцем была «бензиновая коляска», на которой был установлен привод от двигателя всего-то в восемь лошадиных сил. В истории первый автомобиль известен под индексом «А».
Спустя десятилетие Генри Форд был известен всему миру, как первый человек, создавший доступный для всех жителей планеты автомобиль. Этим автомобилем стала модель Ford T, в сборке которой впервые был применен принцип конвейера. Благодаря конвейеру стоимость автомобиля снизилась почти втрое – с 850 до 290 долларов.
Отец американского автомобилестроения - основатель компании Ford Генри Форд.
Успех к компании Форда пришел довольно быстро. Все очень просто – компания изначально создавалась, как производитель массовых доступных каждому автомобилей. И этот принцип, несмотря на многочисленные перемены в Ford Company остается актуальным и в наши дни.
Однако вернемся к основателю компании Ford и изобретателю конвейера. 30 июля 1863 года в Спрингфилде, что находится в штате Мичиган, рождается Генри Форд. В семье Уильяма и Мэри Форд было шесть детей, старшим из которых был именно Генри.
Родители Форда занимались семейным бизнесом – развивали довольно успешное фермерское хозяйство. И неудивительно, что свое детство Генри провел на ферме родителей, где он им помогал и получал образование в обычной сельской школе.
Уже в свои двенадцать лет Генри начинает проявлять интерес к технике, так в свои молодые годы он оборудует сарай под мастерскую. В своей мастерской он проводит все свободное время и в результате спустя несколько лет он придумывает и собирает первый паровой двигатель.
Получив образование в сельской местности юный Форд (в то время ему было 16 лет) уезжает в Детройт, где сразу же находит работу помощника машиниста. А в 1882 году, проработав три года в Детройте, Генри приезжает в город Дирборн. Тут он пять лет работал на заводе, где занимался ремонтом и конструированием все тех же паровых двигателей.
В 25 лет (1888 год) Форд женится на Кларе Брайент, и немного позже получает предложение работы в качестве управляющего на деревообрабатывающем заводе. Через три года, в 1891 году, Генри устраивается на работу в компанию Edison Illuminating инженером. Поработав два года, он назначается главным инженером в компании.
Благодаря большому количеству свободного времени, да и приличному окладу на работе Генри Форд смог больше внимания уделить разработке конструкции двигателей внутреннего сгорания.
Как это неудивительно, но первый двигатель Генри Фордом был собран на столе в кухне своего дома. Собрав его Форд подумал, а что если?... и установил собранный мотор на раму, которая была оборудована четырьмя велосипедными колесами. В итоге в 1986 году был собран первый квадроцикл – средство передвижение, ставшее одним из первых автомобилей Форда.
Спустя восемь лет Генри увольняется из Edison Illuminating и основывает собственную – Detroit Automobile. Просуществовав год, фирма стала банкротом, но даже за это время Генри смог собрать пару автомобилей для гонок. И в 1901 году, на собранном своими руками автомобиле, Форд завоевывает победу в гонке, обогнав чемпиона Америки тех дней – Александра Уинтона (Alexander Winton).
Одна из спортивных машин, выпущеная уже после победы в 1901.
А в 1903 году на свет появляется Ford Motor Company, основателями которой стали двенадцать предпринимателей. Генри Форду в новом предприятии принадлежала доля в 25,5%, а сам он являлся вице-президентом и главным инженером компании.
Первое производственное помещение компании Ford располагалось в бывшей фургонной фабрике в Детройте. Сборка автомобилей была налажена из запчастей, которые поставлялись на заказ другими фирмами. А штат компании насчитывал несколько бригад, состоявших из двух-трех рабочих.
23 июня 1903 года был продан первый автомобиль компании. Им и стала «бензиновая коляска», мощность двигателя которой была равна восьми лошадиным силам. Первый автомобиль Ford (модель А) можно охарактеризовать лишь одной фразой - «наиболее совершенная машина на рынке, управлять которой способен даже пятнадцатилетний мальчик». Через три года президентом и основным обладателем компании становится Генри Форд.
Модельный ряд Ford начинался с модели А.
А в 1907 году появляется первый логотип-овал компании Ford. Он был придуман представителями британского филиала компании: Перри (Perry), Торнтоном (Thornton) и Шрайбером (Shreiber).
Логотип в первой рекламе позиционировали, как «клеймо высшей пробы», которое было призвано символизировать экономичность и надежность автомобилей марки Ford.
Следующие пять лет Генри посвятил руководству компании, а именно программе общего развития и производства. За этот период успели использовать 19 букв алфавита в названиях автомобилей Ford – от A до S. Правда некоторые из них дальше экспериментов и прототипов не ушли.
Ford Thunderbird в свои дни был одним из самых роскошных спорткупе.
И вот Генри воплощает свою мечту, выпустив в 1908 году «Жестяную Лиззи». Это имя дали автомобилю американцы, если так, то автомобиль назывался – Ford модели T. Лизи за всю историю автомобилестроения была самой известной.
Стоимость модели T в те дни была равна 290 долларам – годовому окладу рабочего, трудившегося на конвейере предприятия Ford Motor Company. За первый год выпуска своих хозяев обрели 11 000 таких машин. Именно создание и появление на рынке модели T от Форда открыло начало новой эры – эры массового автомобиля, спрос на который неуклонно только растет.
Модель T была настолько популярна, что руководство предприятия решило расширить модельный ряд. Так на базе шасси и узлов от T появляются машины различного назначения: прежде всего первые пикапы, развозные «грузовички» для города, кареты скорой помощи, автофургоны и даже небольшие автобусы (можно считать, что они были первенцами в классе микроавтобусов – столь популярных сегодня).
Ford T стала первой моделью компании, в производстве которой впервые был применен конвейер.
Спрос на автомобили Форда достигает пиковой отметки, завод не успевает выпускать автомобили. И Генри Форд решает первым применить на предприятиях Ford конвейерную сборку, чтобы повысить производительность труда работников и удовлетворить спрос у покупателей.
В итоге благодаря новому принципу с конвейера каждые 10 секунд съезжала одна за другой машина модели T. Открытие и применение конвейера на предприятиях стало огромным прорывом в развитии индустриальной революции.
В 1919 году Генри Форд со своим сыном Эдселом (Adsel Ford) довыкупают все акции компании у держателей за 105 568 858 долларов, став единственными владельцами автопроизводства. Едсел отцом был назначен президентом компании, на котором находился до своей смерти в 1943 году. После гибели сына Генри Форд вновь возвращается к управлению компанией.
Конвейер компании Ford.
Под конец 1920-х годов между руководством Ford Company и правительством СССР заключается соглашение, в рамках которого Ford помогал строить завод ГАЗ в Нижнем Новгороде. Некоторые модели Ford явились прообразами в разработке грузовых машин – например ГАЗ-А и ГАЗ-АА.
Интересно получается, в 1907 году впервые был придуман овальный логотип для автомобилей Ford. Но лишь в 1927 году он появляется на решетке радиатора модели А. До конца 50-х годов вместо овала большинство автомобилей Ford комплектовалось темно-синим значком, и это несмотря на то, что овальный значок являлся официальной эмблемой Ford! «Овал» не использовался на автомобилях до середины 70-х годов.
А в 1932 году обществу был представлен первый V-образный восьмицилиндровый двигатель от компании Ford. Он был с монолитным блоком, что в то время было в новинку.
Эволюция логотипа компании Ford.
В конце 30-х годов компания налаживает сборку джипов и грузовиков для нужд армии США.
Однако количество машин на дорогах США и Европы довольно быстро растет. Возникает вопрос безопасности в умах многих людей, а в это время по указанию Генри Форда начинают устанавливать на выпускаемые автомобили безопасные стекла, постоянно идут работы по снижению рисков для человеческой жизни на заводах компании. Все это проходит не незамеченным и автомобили Ford все больше и больше обретают своих поклонников.
Автомобили марки Ford уже известны и популярны не только в Америке, но и в странах Европы. Уже в это время компании Ford принадлежит большая сеть предприятий и магазинов на всей территории США. Открываются филиалы в некоторых странах Европы и также в России – марка Ford обретает очертания массовой, поистине народной компании.
Ford T обрел много разных модификаций, по сути расширев модельную линейку компании.
В конце 1945 года у руля компании встает внук Форда – Генри Форд-младший. А годом позже Генри Форд-старший получает премию за нововведения в автопромышленности, в конце 1946 года Американским институтом нефти была вручена золотая награда основателю конвейера за заслуги перед обществом.
7 апреля 1947 года у себя в Дирборне умирает основатель знаменитой автомобильной марки - Генри Форд, тогда ему было 83 года. С уходом Генри из жизни закончилась целая веха в истории становления Ford Company, которая продолжает развиваться довольно активно и в наши дни.
Внук основателя быстро осваивается на новом месте работы. И в июне 1948 года на выставке в Нью-Йорке в торжественной обстановке показывают новый автомобиль – Ford 1949 года выпуска. В новинке были использованы технологичные новшества такие, как: гладкие боковые панели кузова; независимая передняя подвеска и задние боковые стекла, которые открывались.
Стоит отметить, что одна из модификаций T дала начало новому классу автомобилей - пикапам.
Только за год (за 1949 год) было продано почти миллион экземпляров новинки, побив уровень продаж со времени дефолта в 1929 году. Естественно вслед за продажами растет и выручка фирмы, деньги с которой тратятся на улучшение и увеличение производственных мощностей, на оборудование лабораторий компании.
Но руководство компании не останавливается только на выпуске автомобилей: так Ford Motor Company принадлежала страховая компания American Road Insurance Company, а также компании в сферах продажи компьютеров и электроники, и напоследок – даже прокатная фирма Hertz.
В 60-е годы внимание руководства Ford привлекает молодое поколение. Производство переориентируется на сборку недорогих, но в то же время быстрых автомобилей, созданных специально для молодых людей.
И в 1964 году на свет появляется первопроходец новый эры – модель Mustang, в которой был использован новый тип двигателя. Отличительно выделяло новинку и дизайн кузова, подстать веяниям 50-60-х годов.
Mustang на рынке встретили довольно восторжно, лишь за первые сто дней с начала продаж своих владельцев обрели 100 000 четырех местных автомобилей. Что о прибылях – тут тоже были побиты все прежние рекорды по показателям.
Однако руководство Ford думало не только о выручке, но и о безопасности своих автомобилей. В результате с 1970 года на автомобили компании начинают устанавливаться передние дисковые тормоза. А в 1976 году в обиход компании приходит овальная синяя эмблема Ford, которая теперь устанавливается на все автомобили, выпускаемые на предприятиях компании.
Ford Mustang - стал первопроходцем в своем классе, открыв эру muscle каров.
На рынке начинается активная конкурентная борьба за покупателя. Специалистами Ford внедряются новые технологии, позволяющие снизить уровень потребления топлива, а цель дизайнеров компании лежит в создании лидера класса в представительском сегменте автомобилей. Так рождается Ford Taurus и Mercury Sebale.
Изначально автомобили модели Taurus задумывались как идеальный автомобиль, каждая деталь которого была доведена до идеала. Успех пришел быстро, Taurus признали автомобилем года (1986 год), а спустя один год он был бестселлером на территории Америки.
Вслед за Taurus были представлены такие модели, как: Mondeo и немного измененный Mustang. А новинками 1994 года можно назвать Ford Espire и первый из микроавтобусов – автомобиль модели Windstar.
С начала 1994 года по наше время было представлено много разных автомобилей от компании Ford. В производстве каждой из которых был применен принцип постоянного снижения затрат и увеличения качества продукции. Результат – подход оправдался, и многие автомобили стали поистине народными, массовыми.
По всему миру сегодня в продаже порядка семи десятков разных моделей, выпускаемые под брендами: Ford, Lincoln, Mercury, Volvo и Aston Martin. Компании Ford также принадлежат доли в предприятиях компаний Mazda и Kia.
А на заводах Ford в разных уголках земли трудится около 280 000 сотрудников, что позволяет Форду находится в тройке автогигантов после GM и Toyota.