Навык мыслить нестандартно и производить креативные идеи едва ли не главный навык сегодня для выдающихся личностей. Развить в себе такую способность и вдохновить нас на великие свершения может история одного из самых неординарных брендов- компания Tiffany&Co. В 2021 году этой знаменитой компании-184 года.
Когда-то, в 1837 году в свой первый день работы они заработали менее 5 долларов, а теперь их состояние превышает несколько сотен миллиардов, в компании трудятся около 12 000 человек в 300 филиалах по всему миру. Стратегии нацеленные по-восточному «в долгую» историю и удачные маркетинговые приемы, в чем главный секрет успеха?
Меня, как эксперта по брендингу, завораживает невероятное чутье владельцев этой компании на выгодные, рисковые, порой головокружительные шаги первопроходцев. Но главное, что мне импонирует-это созвучие и моей жизненной философии – самобытность личности и бренда- как главный залог удачи (редко можно встретить этот принцип в коммерческих проектах, особенно сейчас)- До сих пор ставаться самым престижным в ювелирной индустрии бренду позволяет самобытность. Умение создавать не просто украшения, но мечту.
Вместо привычного соперничества с конкурентами на известном поле, компания выбрала другой путь — заниматься тем, что до них ещё никто не делал. А значит, самим создать нишу и занять её. Такой подход касался всего — продвижения, дизайна, рекламы.
Для этой цели рождались весьма нетривиальные, но рисковые решения- удивительно, но которые практически все- давали свои плоды. Вот несколько любопытных фактов о маркетинговых компаниях бренда Tiffany:
-Они первыми рискнули выставить фиксированную цену за свой товар, тогда когда у всех было принято торговаться
- Знаменитая 925 проба серебра родилась при их непосредственном участии и в итоге была принята в качестве официального стандарта серебра в США. Кроме того, бренд стал инициатором и активным участником в создании меры измерения «карат» как стандарта веса драгоценных камней. Еще на заре своего становления компания изготавливала ювелирные украшения с искусственными бриллиантами. В середине 19 века у бренда появилась возможность закупать в Европе настоящие бриллианты. С тех пор Tiffany и бриллианты неразлучны. Сейчас вес главного бриллианта компании составляет 128,5 карат, и он никогда не выставлялся на торги За всю историю его надевали всего дважды: один раз этой чести удостоилась актриса Одри Хепберн.
-Разнообразные мотивы, использованные при создании коллекций, дизайнеры черпал из своей библиотеки.Книги по архитектуре, садоводству и металлургии, а также коллекции японского лака, исламского стекла, дальневосточной плитки и европейских фарфоров положили основу для «Школы Тиффани» — первой школы дизайна в Америке.
-В годы гражданской войны они не поддались кризису, а быстро стали продавать в своих магазинах военные товары. Спорный ход? Да. Но таким образом, бренд стал основным поставщиком армии Союза. Компания снабжала её флагами, хирургическими инструментами и саблями. Это придало компании статус надежности. Когда люди видели предметы Tiffany, используемые армией своего правительства, они знали, что компания занимается высококачественными и надежными продуктами. Это привело в Tiffany множество новых клиентов и помогло развить бренд.
-Они первыми придумали продавать свои украшения в изысканной подарочной коробке изумительного бирюзового цвета, украшеного белым бантом
-Первыми придумали формат «Помолвочного кольца» В 1886 году Чарльз Тиффани не только создал, но и придумал само понятие «помолвочное кольцо». По его задумке, камень нужно было разместить так, чтобы он получил как можно больше света, — так бриллиант ярче сверкал. Для этого Тиффани разработал дизайн, согласно которому камень приподнимался над ободком кольца. Кроме того, он значительно сократил количество самого металла в украшении.
-Впервые, выпустили знаменитую «Голубую книгу»- желанный католог ювелирных изделий для всех светских модниц
- Впервые стали привлекать к рекламе своих брендов высоко статусных лиц: президентов, высокопоставленных персон, актеров и актрис. Мало кто помнит, но в знаменитом фильме «Завтрак у Тифани», где сыграла Одри Хепберн и стала в дальнейшем лицом бренда, главную роль должна была играть Мерлин Монро, но она отказалась. Но все же песня в ее исполнении «Главные друзья девушки-это бриллианты» там звучит. Позднее в кинематографе был широко задействован прием produktplacement-в фильмах постоянно мелькали украшения и коробки Тифани и даже первую девушку Джеймса Бонда звали Тифани Кейс.
Цвет удачи
Совершенно не случайно, что не только сами украшения, но и цвет Тифани выбирали и до сих пор выбирают «первые красавицы» и модницы всего мира. А дизайнеры давно ввели эти цвета в разряд модной «нестареющей классики» вне времени.
Вообще в истории Тифани множество любопытных маркетинговых и рекламных ходов, но меня больше всего завораживает история фирменного цвета Тифани-яркого, но одновременно нежного бирюзового-такого узнаваемого главного эмоционального амбасадора данного бренда. После нескольких скандальных историй и тяжб за свой фирменный цвет, принесший компании удачу, популярность и славу, он наконец стал безраздельно принадлежать Tiffany. На сегодня этот цвет запатентован и имеет свой фирменный знак, а в институте цвета Panton он значится под номером PMS 1837 (в честь года основания компании) Фирменный цвет компании принято ассоциировать не только с бирюзой, но и с яйцами малиновки или незабудковым голубым.
Tiffany не нуждается в смене вектора и стратегии. По словам Андреа Дэйви, вице-президента компании, трудно точно сказать, когда бирюзовый стал ассоциироваться с компанией. Также до сих пор загадка, почему основатели остановились именно на этом оттенке. Тем не менее, она отметила, что еще в 1889 году компания использовала эти тона для своего павильона на Всемирной выставке в Париже. «Мы находимся в редком и завидном положении, когда потребители узнают бренд просто по цвету – даже без какой-либо другой айдентики».
Что же это за такое неоднозначное цветовое решение? Если взглянуть со стороны, у цвета «Тиффани» имеются вариации от нежно-голубого до насыщенного, почти синего оттенка. Классическое исполнение имеет специальные коды обозначения: в hex: #81D8DO; RGB: (129, 216, 208); CYMK: (0.4028, 0.0000, 0.0370, 0.1529).
Его можно ассоциировать с цветом неба и моря. Часто дизайнеры используют различные вариации и добавки в палитру, так как хотят привнести в свои решения что-то новое, найти компромисс между вкусами общественных масс. Хотя особенность палитры ещё и такова, что каждый человек видит его по-своему. Это и добавляет в него изюминку и нотку утончённости, делая особенно приятным и привлекательным.
Одна из версий почему в компании стали использовать именно бирюзу гласит, что этому послужила популярность бирюзы в ювелирных украшениях 19 века. Также камень был характерен для невест викторианской эпохи, которые часто дарили гостям на свадьбе в качестве сувениров броши с бирюзой .
Согласно другой версии, Чарльза Тиффани вдохновила жена Наполеона III — императрица Евгения, которая была самой известной иконой стиля 19 века. Когда он увидел её портрет, он якобы сказал, что оттенок её платья станет очень популярным, и выбрал его для своего бренда.
Я бы добавила, к этим версиям, что в конце 18 века такие чистые и яркие цвета считались настоящей роскошью- признаком знати. Ведь чтобы получить такого рода цвет в то время приходилось работать с вредными и смертельно опасными материалами, при этом сами красители производились очень долго. Потому позволить себе их носить могла только знать. Это были оттенки настоящей роскоши и ассоциировались с небесным чудом и природной магией драгоценностей. В свое время оттенки синего и голубого потеснили красный и пурпурные в королевских дворцах. И безусловно этот цвет для бренда был выбран неслучайно. Синий цвет и все его оттенки люди бессознательно воспринимали как бесконечный, как священный, высоко духовный. Оттенок синего Тифани- соединяет в себе глубину моря в искрящийся ясный солнечный день и очарование природной зелени в гуще прохладного леса. Что может быть более обворожительным, чем такой контрастный тандем в чудесный летний день? Будучи оттенком холодного синего в него добавлен, будто цвет весеннего солнца, и превращает его уже в теплый цвет с акцентом на чистоте и ясности-не чудо ли?
Цвет-это длина волны, вызывающей определенные состояния и эмоции. Если же мы коснемся психологического воздействия бирюзового и нежно-голубого цветов, их психологические коды воздействия на нас, то можем выделить то, что светлые оттенки голубого приятны и миролюбивы. От них словно веет прохладой и свежестью, чистотой. В нежных голубых оттенках сочетаются спокойствие и утонченная элегантность. Я рекомендую использовать нежно-голубые, светлые оттенки своим клиентам когда им нужно вызвать доверие, расположить к себе аудиторию на публичных выступлениях и мероприятиях, а также придать себе ресурсное состояние спокойной уверенности, приподнятого возвышенного состояния, созерцания, природной аутентичности, мягкой заботливой и обволакивающей атмосферы.
Еще один плюс использования светло-голубых, бирюзовых оттенков наподобие Тифани- удачное сочетание практически с любой внешностью. Данные цвета подходят любому оттенку кожи, зеленым и голубым глазам придадут особое очарование и непосредственные «искорки» глаз, а карие-выгодно оттенят по контрасту. Цвет хорошо сочетается с нейтральными тонами (белый, серый, серебряный), оттенками коричневого и шоколадного. Усилить эффект от использования позволяют зеленый, желтый и оранжевый. Экспрессивное и неизбитое сочетание бирюзового с красным оттенком позволит сосредоточить внимание. А если хотите придать вид загадочности? Добавьте к голубым оттенкам фиолетовые или сиреневые нотки.
Лана Кораблева- эксперт по эффективным коммуникациям и нейропрактикам
Если вы хотите подробно изучить воздействие с помощью цвета, умело и актуально сочетать цвета между собой, мы ждем вас в нашей Школе Эффективных Коммуникаций на очных и он-лайн занятиях и курсах по Психологии Стиля.
(подробнее о мероприятиях, вопросах записи и расписании занятий Школы см.здесь)