Архетипы осени в женском стиле
Рейтинг:
4

Осенью, когда солнечная энергия идет на спад, природа словно засыпает. Циклы сменяют друг друга и природа, наполняясь сочными, но приглушенными красками, словно ежегодно проживая бордо умирания, останавливается, начинает течь медленнее, замерзает и опустошается. Но это только внешне. Ведь через процессы брожения старых листьев, сброшенных или посаженных семян, весной мы вновь увидим чудо-пробуждение и рост новых растений, деревьев и цветов. Такое состояние природной энергии еще называеют Иньским-женским началом.



" Ночи становятся длинее, воздух прозрачней, земля полна плодами и можно провести параллель, что Осень-это женщина мать- неспешная, наполненная красками и плодами и вместе с тем, хранящая в себе тайны мироздания. Вот еще вчера все было жарко, зелено и ярко, а сегодня пустынно, холодно и прозрачно. Почему так происходит каждый год?  Люди, во все века, видя эти таинственные перемены в природе и циклы "вечного возвращения времени" постоянно задавались этими вопросами."



Осень ассоциируется у многих с плодами урожая и даров- наших трудов,  вложения физической и ментальной силы, а также божественной благодати и стихии плодородия. Женщину легко сравнить с богиней именно осенью- она бывает наполнена и плодородна как осенние энергии, многолика и задумчива как земные стихии.



Архетипически, осень выражается в женщинах в виде богинь, которые каждый народ обозначал по-своему. Но в любом мифе, сказании, предании, и даже, сновидении и любой форме искусства и выражения себя, -  архетипы образно и бессознательно передаются и легко считываются нами потому,  что содержат истины о переживаниях,  единые и понятные для всех людей.



С П Р А В К А: К. Юнг считал, что "мифы-это психические феномены, открывающие нам тайну человеческой души. Первобытного человека не всегда интересовала как  объективно устроена реальность, но он испытывал настоятельную потребность ассимилировать весь внешний опыт во внутренние психические события. Все мифологические природные процессы , такие как осень, лето или зима, фазы Луны, сезоны дождей и т.д, ни в коем случае не являются аллегориями этого объективного опыта, а скорее символическое выражение внутренней драммы, разыгрывающейся в психике, которая становится доступной сознанию, благодаря этим проекциям







 Осенью перед нами словно предстает богиня Деметра- образ Великой  Матери -самый глубинный образ женской сути, дарующий жизнь и изобилие, надежду на вновь обретенный рай, стабильность, сытость, беспечность и защищенность маленького человека в бессознательном образе материнского чрева. Она словно притягивает нас в свои объятия. Мы замедляемся, нам хочется кутаться в пледы, вкусно есть, пить горячий чай с осенними ягодами и разнотравьем, вдыхать чуть остывший воздух и наслаждаться неспешностью жизни. Откуда же печаль? Тоска по уходящему лету? Это невнятная  мелонхолия, которую мы все ощущаем осенью, откуда?   Об этом нам расскажет  миф о Деметре и ее дочери Персефоне, а также понимание самой природы осеннего времени



В древнегреческом мифе, суть которого,  также описана во многих  мифах народов мира- человечество словно получает ответ, зашифрованный в образах,  что не случайно осенью пустеют земли и деревья, льют дожди, а людей охватывает меланхолия и депрессия. Речь идет о похищении  Персефоны-богини процветания и плодородия, садов и цветов в подземное царство к Аиду. Напомним, что любой миф не следует воспринимать буквально. Боги и Богини символически олицетворяют энергии, стихии и качества характера в  человеческом мироустройстве.



Согласно преданию, раньше на Земле царило вечное лето, пока  на Олимпе не произошло похищение одной из Богинь. А  дело было так:  Персефона была юной богиней  (Кора, богиня девушка, дочь) и обладала покровительствовала земным лугам и всей растительности на Земле. Она была рождена от главного бога олимпийца Зевса и Деметры-богини плодородия, богини матери и земледелия. Ее отождествляли с богиней Земли. Одно из ярких описаний этой истории нашли у Гомера: «Гомеровский гимн Деметре», рассказывает историю похищения Персефоны Аидом и поисков ее Деметрой. Когда Аид, царь Подземного мира, воспылал чувствами к Персефоне- захотел сделать Персефону своей женой, он тайком похитил ее с поля, когда она собирала цветы, с тайного разрешения Зевса-ее отца. Все произошло очень быстро: беспечная Персефона вместе с Нимфами играла на лугу, а  когда те обернулись- ее уже не было.  Деметра, убтиая горем,  искала ее повсюду, чтобы найти свою пропавшую дочь, но безрезультатно, пока ей не сообщили, что Аид забрал ее в Подземный мир, в царство мертвых.



В ответ и в качестве мести  Деметра пренебрегла своими обязанностями богини земледелия, ввергнув Землю в смертельный голод, на котором ничего не росло, в результате чего смертные люди умирали и не давали должных молитв и воздояний божествам. А сама Деметра приняла образ смертной старушки и начала скитаться по домам, вызывая дожди и ливни, погрузившись в депрессию без своей любимой дочери.



 





Флоренс Уэлч в образе Деметры для свежего выпуска New York Times Style





Другие Боги Олимпа, видя это безобразие на Земле,  пришли к жалобой к Зевсу, чтобы тот принял меры.  Зевс приказал Аиду вернуть Персефону ее матери, чтобы предотвратить катастрофу с Землей. Однако, поскольку Персефона ела пищу из Подземного мира (речь идет о том,  что она съела там 6 гранатовых зернышек), она не могла оставаться с Деметрой вечно, и  была вынуждена разделить год между своей матерью и мужем- было решено, что 6 месяцев она проводит в Подземном царстве и 6 месяцев-на Земле, когда все растет и процветает. И объясняется наш сезонный цикл тем, что Деметра не позволяет растениям расти, пока Персефоны нет-на Земле царствует Осень и Зима.





Кроме этого, Деметра разделяет двойную функцию смерти и плодородия со своей дочерью Персефоной. Если мы проаналзируем этот миф, то поймем, что жизнь Осенью и Зимой не прекращается, а происходит внутри, подобно семечку, которое претерпевает процессы брожения и гниения в чреве матери-земли, а весной появляется росток на ружу и начинает цвести. Но чтобы это произошло, сначала осенью,  в том числе и люди,  как бы переживают внутренние процессы трансформаций,анализа прошлого,  зарождения и вынашивания новых планов и идей, погружаются в накопление знаний, созерцание своего внутреннего мира и завершения прежних циклов с целью рождения, творения нового. Так происходит и смена сезонов, так и происходит  явоение Вечного возвращения времени, о котором говорили множество философов.



Образом Деметры нам передаются и неописуемая тоска, грусть и слезы дождей по этому утраченному раю- ведь впереди разлука с Летом-цветущей Землей  и  вынужденное следование Персефоны- дочери Деметры с ее летними красками цветами и изобилием,  в Тар Тар- к Аиду в подземное царство до следующей весны.     Предчувствие зимы и обнаженности души повсюду. Оно, словно витает в воздухе. Мы боимся мерзлоты-душевной особенно.  Оглядитесь вокруг. Вы чувствуете это в женщинах осенью? Чувствуете в себе? В одежде многие из нас начнут следовать архетипическому выражению: может быть,  вновь захочется быть беспечным Дитя и тосковать по утраченному раю- мы будем стремиться тепло, уютно, просто и комфортно одеться. Клетчатые фланелевые рубашки, уютные свитера и незамысловатые джинсы, шарфы…многослойность. Все то, что способно нас защитить подобно матери, сделать недоступными для плохих новостей извне.                                                    Таким образом, главными женскими архетипами  осени –можно считать  Богиню-мать Деметру и юную Персефону - Богиню Плодородия, которая владеет тайной Земли как символом перерождения и возрождения(возвращения) и состояния связанными с этим периодом. Т.е. речь о том, что осенью и зимой - все погружается и спрятано  вовнутрь Земли, и замедленно,а значит если мы будем действовать не гармонично, не в соответствии с законами природы- бежать, быть внешне активными и ярко проявленными как летом, как принято в социуме, то скорей всего и получим неэффективное и  более  депрессивное состояние, войдем в диссонанс со своей природной сутью. И наоборот,  если с помощью синхронии с природными циклами, мы найдем состояние,этого внутреннего покоя, замедления и вынашивания  новых планов и идей, подобно матери-Земле,  то мы проживем этот этап более гармонично. И самое простое, как можно наполнтся этими женскими иньскими энергиями-это понаблюдать за природой- и чуть замедлиться. С помощью цвета, ароматов, одежды- воссоздать свое правильное реурсное состояние. И таким образом если мы посмотрим на проявление этих двух богинь мы увидим их проявление в самых разных архетипических образах.                              



Как проявляется архетип в стиле, моде, культурных и творческих образах? В цветах, формах, фактурах, принтах. Какие они могут быть если мы говорим об одежде, чтобы это соответствовало этим проявлениям богинь,  женским  архетипам осени?



 Плодородная Деметра, богиня мать- как правило выражается обьемной богатой осенними красками одежде, удлиненными силуэтами, многослойностью, стилем бохо. Тоска по дочери(юной весне) – темные глубокие цвета или цвета увядающей природы.





Богиня  процветания и плодородия Персефона осенью- может выражаться как архетип утраченной юности, стремительного исчезания детства: укороченные платья в стиле беби-долл на зрелых женщинах, теплые фактурные вязанные  вещи, струящиеся ткани, но более нежных вкрадчивых прозрачных оттенков или, наоборот, красного багряного гранатового цвета, контрастные приемы-шелк и легкие ткани в сочетании с фактурными вязаными вещами





ПРОЯВЛЕНИЕ ТЕНЕВЫХ АРХЕТИПОВ                        



Но кроме этого, погружаясь во внутренний мир, осенью люди часто сознательно и бессознательно чувствуют не только положительные качества проявления этих богинь – заботу, мудрость, покровительство, желание уюта и тепла, терпение, надежды. Но и отрицательные-опустошенность, гнев, агрессию, потерянность депрессию-как форму  отсутствие смысла. Обострение психических заболеваний,люди в этот приод чаще болеют,  ощущают физические недомогания -люди также чувствуют осенью и зимой. И конечно, такие теневые аспекты личности, обязательно находят отражение и во внешнем стиле.



У каждого из нас на энергетическом уровне есть как считали и Юнг и Фрейд-Анима-Анимус- внутренняя женская энергия и внутренняя мужская. Сочетание энергий Инь и Ян. Всегда ли гармонично они сочетаются в одной личности? Так, если мы говорим о главных женских архетипах, то чаще всего речь идет об архетипе внутренней девочки, хозяйки, матери, возлюбленной. И не давая проявляться одной из этих фигур мы загоняем ее в тень. А эта тень если ее не признают, может проявляться в гневливости, агрессии, зависти скверном характере, дисбалансе отношений и т.д. Что же делать? Позволять проявляться и признавать свои теневые стороны личности. Например, некоторые  женщны не могут позволить себе ярких цветов, осуждая при этом других- считают это вульгарностью  безвкусицей, порицают  за это других женщин. Какая тень  спрятана в нас глубоко? Это можно понять, погрузившись в познание себя  помощью анализа и, что удивительно, изучая психологию стиля. Кроме этого,  стоит отметить периодическую тенденцию в моде- отрицание женственности  как общее выражение популярного тренда в последнее время-модный оверсайз, мускулинные фигуры  прямые силуэты в одежде женщин. Борьба патриархата и матриархата, поглощение внутренней женщины(анимы), отсутствие женственности прослеживается очень давно, не один век. Так в разные эпохи культурологи и археологи находили памятники природы и произведения искусств-поклонения культу Матери, Венеры, Женского Плодородия, остатки храмов, свидетельствующих в разных веках о культе женщины. Остатки великих женских империй и доказательства есть, но они тщательно уничтожались  в эпоху Патриархата. И  затем в периоды патриархального общества-женщина часто теряла свое право на проявленность в мужском обществе в соответсивии с невозможностью охраной больших владений и имуществ, противостояния врагам.  Так в книге, Таис Афинская, которая сподвигла Александра Македонского сжечь целые захваченные им княжества-описыватся именно такая первородная стихийная женщина.И таким образом анима-истинная женская первородная необузданная природная сила- часто загонялась в тень мужским обществом. Но любая тень  стремится стать более проявленной. Такие метаморфозы негласного противостояния,  также находят отражение прежде всего в моде. Ее противостояние можно увидеть в постоянной цикличности моды: чередующейся смены прямых мужских и женственных силуэтов, ношение женственных платьев и заимствований из мужской брутальной мускулинной моды и т.д.



 И осень- это конечно же прежде всего большая внутренняя работа со своей внутренней тенью, поиска себя,  и главной проявленной архитепической фигурой, большая трансформация. Поэтому осень часто это время таких женских ретритов, путешествий внутрь себя за глубиной- это конечно же максимально проявлено в это время года. Осень будто таит в себе внутренний архетип Искателя, странника.





Тоска по теплому времени и раю, плодородию может быть проявлена архетипом Дитя (Персефоны)-уютные уги, модные ботинки-тапочки, наивные платьица беби долл или чистые пастельные цвета весной и зимой-мы увидим на многих женщинах.



Но не все поспешат к проявлению архетипа Дитя. Деметра, образ плодородной осени-матери непременно проявит себя и с другой стороны:  в некоторых женщинах даст импульс и желание к теневой стороне Богини-матери и возможно архетипам Мудреца и Мага-ведь темное и таинственное время, убывающие дни, как цепкие клешни знака скорпиона, не отпустят нас и в  ноябре. Такое время будто создано для поиска и обретения себя, познанию и поиску новых смыслов и глубинных трансформаций. Мы увидим как выражаются такие архетипы: в обволакивающих коконах платьев; плащи, тренчи, амулеты, чалма, платки вместо наивных шапочек Бини,  тяжелые ткани и глубокие осенние цвета- да, женщины наполнены и начнут чаще творить и трансформировать энергии вокруг в свои плоды. Архетип Мага станет более проявленным в своем могуществе осенью: везде вы встретите эти таинственные взгляды с поволокой, полные грусти глаза, грудные голоса и полуулыбки богини Деметры, безусловно хранящие тайны мироздания и всепоглощающую,  плохо скрываемую тоску по утраченному раю. Вы будете стараться понять  людей,  себя и прочувствуете каждым нервом  наполненность, подобно осенней богине.





"При удачной осенней трансформации, вы непременно захотите прочувствовать жизнь во всей полноте и испытать свою силу. И лишь тогда, в своей реальности, в один чудесный день  вы увидите снег вместо слякоти и не испугаетесь его, и лишь когда вы поймете, что первый снег пахнет грустью по  ушедшей юности и беспечности (Персефоны), не умолкающей печалью исчезающих силуэтов друзей и близких.  И вот  тогда вы готовы к зрелости, к новым смыслам,  когда понимаете чем пахнет этот первый снег. Вы не боитесь этого перехода времен и готовы к зрелой осени-своей истинной зрелости души. Только теперь вы способны   встретить Зиму со спокойствием, которое образно похоже на  мудрых старцев со снегом в волосах…"







А если все же вы ощутите некоторую потерянность? И смыслы все же начнут ускользать от вас или  вы загрустите? Тогда, наверняка, вы непременно, захотите отправиться в путь, прчуствуете себя Искателем, чтобы их найти и снова обрести себя. Путешествие. Осенью.Что может быть лучше? Дорога. Даже короткая, но новая- обязательно вдохновит. Бежать, идти, двигаться, переместиться…чтобы нащупать, обрести, набрести. Снова почувствовать свободу и захватывающий дух странствий-вместить в себя чужие берега, миры и культуры, так, чтобы ветер в волосах и солнце вместо заколок- стать будто бродягой и исследовать все тайные уголки- стать внутренне свободным искателем с кожаной торбой своих испытаний, тяжелой ношей чемоданов неиспользованных возможностей,  рюкзаком своего никогда и никем неповторимого жизненного опыта за плечами…



«Трекинговые» или брутальные ботинки, тяжелые почти зимние кроссовки органично впишутся в промозглую погоду, а брутальность вашего  Искателя подчеркнет мужская кожанная куртка, призванная гнать эту уязвимую женственность Персефоны и глубинную аниму Деметры в тень.



Конечно,  снова путь Героя сможет продолжится из тени.  Почему Деметра у многих женщин уходит в Тень? Брутальная мужественность и комфорт вместо степенной женственности даже у зрелых женщин? Вероятно, это о бессознательной экзистенциальной печали Деметры, в выше  описанном мифе : легко ли проявляться Деметре-матери светлой стороной в данном мире? Рожать детей, отпускать во внешний мир, зная что им предстоит познать  страдания этого мира, найти себя и лишь на короткий период обещать защищенность и опеку, даруя материнскую любовь и заботу. А потом всех нас ждет разлука и подземное царство.И каждый год мы вынуждены ждать до весны-когда же выпустят ее-Персефону на Землю! И вот, мы снова видим громоздкие ботинки на ногах женщин-они идут этот путь в мускулинность вновь. Они в поиске, и этой осенью, и каждой осенью- вы это часто видите на улицах. В поиске своей любимой дочери Персефоны( то есть той самой беспечной женственности в летящих юбках) и в поиске своей истиной силы, своей утраченной плодородной Деметры в этом вечном круге вечного возвращения времени…



Какие бы образы и архетипы этой осенью для себя вы не выбрали, в том числе, выраженные в одежде и в вашем стиле, главным итогом трансформационной осени при правильной прохождении ее задач,  будет одно: свет внутри вас, всегда сильнее любой внешней тьмы...



Автор статьи: эксперт по развитию людей и предприятий,нейропсихолог, логотерапевт, бизнес-коуч Лана Кораблева 



Если вас заинтересовала тема архетипов, личного стиля и вашей ресурсности-приглашаем на новый  мастер-курс "PROЯвленность". Подробнее узнать по этой ссылке:



 


Поделиться
Комментарии

Ваше имя
E-mail
Ваш комментарий
Введите код, который вы видите на картинке
Код
   
База Знаний