На рисунке: Общий вид трубопровода сетевой воды. 1- насос, 2- трубная катушка, 3- фланцы, 4- конусный переход, 5- труба, 6- отвод, 7- задвижка.
Отличительной особенностью трубопроводов сетевой воды является наличие в их конструкции пяти характерных видов соединений, а именно: "труба + труба", "труба + переход", "переход + фланец", "труба + секторный отвод", "переход + задвижка". Количество тех или иных соединений на монтаже определяется степенью блочности поставляемых узлов оборудования. Наиболее трудоемкими из них при монтаже трубопроводов являются соединения типа "фланец + переход" в связи с тем, что для сварки внутренних швов требуется дополнительный монтаж и демонтаж и частичная разборка укрупняемых блоков.
Приварка фланцев к трубным элементам проводится на площадках укрупнительной сборки трубных блоков, которые размещаются в производственных помещениях электростанции по месту монтажа сетевых трубопроводов. Технология сварки фланцев с трубными элементами. При этом вначале накладывают наружный шов, затем внутренний. Катет наружного шва должен превышать толщину стенки трубы на 2-4 мм. Внутренний шов, являющийся уплотняющим швом, выполняется катетом, равным толщине стенки трубы, и не должен превышать по экономическим соображением 7 мм независимо от диаметра трубопроводов.
Техника сварки, определяющая в значительной степени качество сварных швов, выбирается сварщиком, исходя из условий формирования наплавленного металла шва. Критерием выбора техники сварки является величина зазора в стыке. Если сборка стыков обеспечивается без зазоров или с минимальными зазорами, то сварку предпочтительнее выполнять в положении в лодочку. При этом обеспечивается достаточное проплавление кромок без затекания расплавленного металла шва в зазор между внутренней поверхностью отверстия фланца и наружной поверхностью трубы. В тех случаях, когда зазоры на отдельных участках стыка превышают 1,5 мм, сварку в этих местах выполняют с поперечными колебаниями электрода, располагаемого к оси трубной заготовки под углом 25-30°. При этом обеспечивается наибольшее проплавление основного металла фланца и его доля в наплавленном металле шва.
Приварка трубных элементов к фланцам выполняется непосредственно на месте монтажа оборудования и трубопроводов сетевой воды и характеризуется двумя особенностями:
- необходимостью разборки ранее собранных фланцевых соединений для наложения их внутренних швов;
- наличием местных повреждений концов труб в виде сплющиваний и укорочений кромок.
Согласно опытным данным около 70 % стыков имеют зазоры между трубой и внутренним диаметром фланцев, равные 4,0-4,5 мм на длине периметра окружности трубы от 100 до 250 мм. Эти участки стыков завариваются угловыми швами, катеты которых превышают стандартные показатели на величину превышения зазора в стыках. Наращивание концов труб в местах их неровных резов производится методом наплавки штучными электродами с послойной зачисткой и проверкой наплавленного металла шва.
После этого насос с фланцами демонтируется, а кромки перевода, оказавшиеся доступными, подвергаются восстановительной наплавке.
Кромки восстанавливаются путем наплавки и использования расплавляемых вставок, изготовляемых из сварочной проволоки d1,6-2,5 мм. Работы по восстановлению кромок проводятся в следующей последовательности. Насос с собранными на болтах фланцевым соединением 2, 3 устанавливается на штатное место, затем проверяется качество сборки перехода 4 с фланцем 3 и фиксируются участки стыка, требующие восстановительной наплавки и рихтовки.
Для придания требуемой формы места наплавки обрабатываются с помощью шлифовальных кругов. Проверку правильности наложения наплавочных швов проверяют путем надевания имеющегося в наличии фланца на торец перехода. В случаях, когда отсутствуют такие фланцы, для проверки геометрической формы наплавки используют фланцевое соединение, ранее приваренное к трубным элементам насоса, для чего собранный узел поднимают краном и устанавливают на штатное место.
После проверки качества наплавки и сборки фланца с переходом проводится сварка указанных элементов наружным швом.
Наложение внутреннего шва производят после рассоединения фланцевого соединения и демонтажа насоса. Из общего вида внутреннего шва, заваренного с различными зазорами, видно, что с увеличением зазора в стыке увеличивается и катет шва. В тех местах, где зазоры превышают 2,5 мм, сварка производится с применением присадки в виде электрода или сварочной проволоки о 1,6-2,5 мм.