Театр-музей Дали
Рейтинг:
0


Театр-музей Дали, с точки зрения дизайнера, практикующем строительство объектов для жилья, гениальный пример полета свободной фантазии художника не ограниченного ни в средствах, ни особым мнением "заказчика".

Фигерас - небольшой городок в Каталонии, области на северо-востоке Испании, прославленной своей столицей - Барселоной. И оставаться бы ему практически ничем не примечательным населенным пунктом, если бы 11 мая 1904 года в этом городе, в семье муниципального нотариуса не родился будущий гений сюрреализма.

В конце 20-х годов молодой Дали, как ему казалось, навсегда покинул Фигерас. Причиной отъезда стал гражданский брак с русской эмигранткой Еленой Дьяконовой, впоследствии всемирно известной как Гала Дали, не принятый католической семьей художника. Гала была не только старше него, но еще и разведенной. Тогда казалось, что, покидая родину, Дали едва ли не навсегда рвет со своими корнями. Но жизнь есть жизнь, и, проведя 30-е в беспечном Париже, а 40-е - в расчетливом Нью-Йорке, Дали в 50-м возвращается в родной город.

В 1960 году только что ставший мэром Фигереса Р.Г. Ровира обратился к Дали с просьбой подарить музею родного города свою картину. Художник, не раздумывая, воскликнул: "Да не картину, а целый музей!"

Идея создания Театра-Музея в Фигерасе, как и основная концепция его наполнения, безраздельно принадлежит самому Дали. Знаменитый художник имел особое зрение и видел не вещи, как большинство из нас, а скорее идеи, заложенные в них. Работать с кем бы то ни было совместно у него не получалось, хотя он всегда был готов воспринять любую подсказку, любой намек.

В качестве основы для будущего здания Дали выбрал лежащий в руинах уже четверть века городской театр Принсипаль. Строился Музей 14 лет. На все необходимые работы ушла большая часть состояния Дали, немалого к тому времени, а также выделенные испанским правительством субсидии и пожертвования многих его друзей. Так как отчетность составлялась только по расходам государственных денег, общая сумма затраченного осталась неизвестной. "Вся моя жизнь была театром" - говорил Сальвадор Дали. Поэтому он верил, что лучшего места для музея ему не найти. Кстати, именно здесь в возрасте 14 лет юный Сальвадор впервые выставил одну из своих работ.

Турист всегда найдет дорогу к Театру-музею. Если не карта, то многочисленные указатели, повторяющие произведения мастера приведут вас к нему.

Когда впервые видишь Театр-музей, вспоминается знаменитый Шалтай-Болтай Льюиса Кэррола. Правда, благодаря богатой фантазии прославленного сюрреалиста можно любоваться не одним гигантским яйцом, сидящем на стене, а целой вереницей белоснежных яиц, уютно устроившихся на кармино-красной стене, инкрустированной золотистыми караваями, и карнизе башни Галатеи, названной так в честь жены художника - Гала.

Другой достопримечательностью внешнего облика музея является сферический купол, возведенный архитектором Эмилио Пересом Пиньеро над пространством сцены. Он стал эмблемой и города, и музея.

Местом старта многочасового марафона по глубинам Театра-музея Дали можно считать кассу, где оплачивается вход. Далее следуют вестибюль и лестница, все уровни и марши которой превращены в отдельные Залы.

Театр-музей - фантасмагория пространств, где привычные пространственные ориентиры исчезают.

Зал шедевров - творения знаменитых предшественников мастера. От Эль Греко до Марселя Дюшана. "Раб" Микеланджело черного цвета.

Рю де Траян, зал Траяна, названный так в честь таблички с названием улицы, некогда похищенной Дали в Каннах.

Венера Милосская Дали. От оригинала ее отличает "коллекция" ящиков вмонтированных художником в тело статуи.

Зал Мэй Уэст, комната-лицо, где можно полюбоваться знаменитым диваном повтояющем очертания губ самой скандальной звезды Голливуда.

Зал сокровищ, Зал рыбных рядов, Зал рисунков, Зал ожерелий, Зал поэзии Америки, Склеп, Дворец ветров...

Театр-музей, построенный в реальном пространстве - вселенная абсурда, сотканная из зыбкой ткани мира сновидений, кошмаров и галлюцинаций.

Упорядоченно описать Театр-музей в целом немыслимо. Дали просто исключил такую возможность, направив всю силу своего гения на создание эклектичного лабиринта, заполненного привычными на первый взгляд вещами, но приобретшими здесь иной смысл и назначение. Так, например, в спальне у кровати вместо тумбочки - золоченый скелет, а скульптура "Раб" Микеланджело, выставленная возле Зала шедевров, окрашена в черный цвет и снабжена хомутом, в животе огромного бронзового петуха прорезано оконце, откуда выглядывает голова китайца.

Осмотр Театра-музея по единому маршруту, без возвращения в залы, в которых уже побывал, невозможен. Впрочем, в этом нет необходимости: обилие экспонатов и их причудливое расположение за счет иного ракурса позволяют воспринимать уже виденное как совершенно новое. Выход же из этого транса возможен только в результате воздействия природы - художника не менее великого, чем Дали. А потому в итоге посетитель, чтобы отдохнуть и набраться сил на обратный путь, попадает в "Мир". Но Дали не был бы Дали, если бы воспринимал отдых как простое созерцание.

"Мир" - это внутренний дворик округлой формы, по всему периметру стен которого оформлены симметричные ряды ниш, уставленных скульптурами. У находящихся в центре "сцены", по задумке автора, должна слегка кружиться голова. Такой эффект достигается ощущением перевернутого мира - эдакого вывернутого наизнанку Колизея. Символ суетности жизни передается теснотой "сцены". На маленьком пятачке, забитом посетителями, выставлены крупные скульптурные композиции, остальное же пространство - цементные клумбы с вечнозеленой растительностью.

Смешение стилей и эпатаж заложены в саму архитектуру Театра-музея. Номинально он имеет три этажа, но высокий первый распадается на дополнительные уровни, что фактически превращает здание в шестиэтажное. Воздвигнутый над сценой огромный стеклянный купол воссоздает атмосферу эксперимента, в котором роль "подопытного кролика" отведена самому зрителю, окруженному пристальными взглядами с картин.

Сначала музей стал прижизненным памятником неординарной личности великого мистификатора и его домом. Впоследствии Театр-музей стал мавзолеем.

Покинувший наш мир 23 января 1989 года Сальвадор Феликс Хосинто Дали, маркиз де Пуболь (король Испании Хуан Карлос пожаловал художнику этот титул в 1982 году за "исключительный вклад в испанскую культуру") завещал похоронить себя здесь. Его воля была исполнена. Он жил и умер согласно провозглашенному им некогда тезису: "Повседневная жизнь гения, его сон и пищеварение, его экстазы, ногти и простуды, его жизнь и смерть в корне отличается от всего, что происходит с остальной частью рода человеческого".

Театр-музей в Фигерасе стал последним шедевром Сальвадора Дали, своеобразным символом его творчества и даже ключом к его гениальности...


Поделиться
База Знаний
Горевание
Человеку нужен человек!
Все статьи