Меню интерьера в стиле эклектика
Рейтинг:
0


Стиль или отсутствие стиля? Изысканное сочетание или разномастная смесь? Торжество свободы или вседозволенности? Искусное комбинирование или механическое смешение? Можно до хрипоты спорить, хороша или дурна эклектика в качестве стиля, но от ее существования и победоносного шествия по жизни никуда не деться. Поэтому, лучше спокойно во всем разобраться и принять существующий порядок вещей, вполне поддающийся рациональному и интуитивному анализу.

Итак, в искусстве, вообще и в частности, в архитектуре и дизайне эклектический стиль предполагает гармоничное сочетание нескольких стилистических направлений в одном произведении или даже, в одной из его частей. В классическом строгом понимании эклектика основывается на одновременном использовании характерных приемов достаточно близких стилей, имеющих, по крайней мере, хоть какую-то общность, "точки соприкосновения" (например, барокко, классицизм, ампир или, более современный вариант - минимализм, примитивизм, хай-тек). Нельзя не отметить, что ныне существует "осовремененная" версия стилистики эклектики, которую принято называть фьюжн (fusion). Фьюжн как раз можно назвать неоклассической эклектикой; здесь способы смешивания стилистической палитры гораздо менее ограничены рамками и правилами, в частности, число компонентов может быть любым, сочетание возможно не по сходству, а по контрасту например. Но мы пока будем говорить о более или менее традиционной эклектике.

Не так уж легко дать характерные приметы стиля, который на самом деле является комбинацией нескольких направлений в искусстве. Проще всего, казалось бы, определить исходные "ингредиенты" и обратиться к их описанию. Однако, логичней все-таки попытаться сформулировать "правила смешивания", хотя и это - задача не из простых. Тем не менее, в применении эклектики есть свои устоявшиеся традиции, касающиеся возможных сочетаний. Совокупность подобных традиций позволяет сформулировать некоторые характерные черты эклектического стиля в дизайне интерьеров. Среди них можно назвать следующие: преобладание округлых форм во многих деталях, включая элементы декора; преимущественное использование классических материалов; попытки придать большую функциональную направленность классическим стилям; обилие тщательно подобранных мелких деталей, которые привлекают внимание; широкое применение тканевых материалов, частое наличие ковров, пледов.

Попробуем на уровне общих рекомендаций определиться с пресловутыми "правилами смешивания". Обратившись к сравнению из заголовка статьи, можно сказать, что и в салате и в интерьере должен прослеживаться вкус. Очевидно, для этого необходима сочетаемость компонентов, причем в дизайне "нутра" помещений в отличие от салата (где контрастный принцип - не редкость), нужна сочетаемость на основе близости, общности. В винегрете картофель, морковь, свекла подобраны именно по сходству, а, соленые огурцы или каперсы - по контрасту; в интерьерном дизайне не стоит для "чертовинки" добавлять к комбинации ампира и модерна (вполне допустимой в эклектическом аспекте) элементы стиля бунгало или минимализма. Далее, естественным образом возникает вопрос пропорций - "сколько каждого стиля" нужно? В эклектике предпочтительны более или менее равные доли; в ином случае, произведение может являть собой уже сочетание стилей, а несколько не "чистопородный" образец какого-нибудь одного из них. И, продолжая кулинарную аналогию, скажем, что все ингредиенты нужно как-то связать, придать вкусовой картине целостность, то есть, нужно что-то вроде соуса. Здесь-то и всплывает характерная особенность практически любого эклектично оформленного интерьера - изрядное количество мелких деталей и аксессуаров. Они с особым вниманием подбираются для выполнения своей главной задачи - соединение компонентов разных стилей. Справедливости ради, стоит отметить, что в эклектичном дизайне интерьера плавность стилевых переходов достигается также с помощью общих характерных особенностей разных стилей - близких цветовых решений, фактур, форм. Ну, и о "пряностях", которых, конечно, не должно быть много. Например, интерьер на основе сочетания хай-тека и минимализма возможно даже выиграет, если на пластиковых полках среди лазерных дисков как бы невзначай затеряется книга в тисненом переплете с готическим шрифтом (возможно и бутафорская).

Сформулированные правила, конечно, носят очень условный и обобщенный характер. В эклектике нужно, прежде всего, иметь вкус, ощущение гармонии и некоторое "чутье", предвидение. Тогда все получится. Ведь эклектика, как прием родилась именно в качестве средства поиска новых форм, нового видения; как элемент развития и "двигатель прогресса".

И, последнее. С житейской точки зрения эклектичный дизайн интерьера может быть примиряющим фактором для людей, проживающих под одной крышей, но имеющих разные вкусы и эстетические пристрастия.


Поделиться
База Знаний
Горевание
Человеку нужен человек!
Все статьи