Ампир (от французского empire, буквально - империя), стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-й трети 19 в., завершивший развитие классицизма. Первоначально стиль складывался во Франции при Наполеоне I, он служил воплощению идей государственного могущества. Ампир должен был символизировать величие и могущество державы, созданной генералом Бонапартом. Римская империя стала программой к действию, а не просто идеалом красоты. Если до этого античные мотивы использовались органично, то теперь им рьяно подражают. Стиль ампир становится первым стилем, который официально насаждаемым властью.
Убранство помещений в стиле ампир производит впечатление удивительной целостности. Однотипные золочёные украшения покрывали и шкаф, и шкатулку, и обложку книги. В интерьере присутствовал своего рода маскарад. Предметы словно переодевались: мраморная шкатулка на поверку могла оказаться сделанной из картона, яшмовый флакон — стеклянным или сделанным из фарфора. При этом мастера не старались придать блеск дешевой вещи. Напротив, часто ценные материалы выдавались за более скромные. Целые помещения менялись ролями. Спальни оформляли в виде военного шатра, а в будуаре французской императрицы Марии Луизы в Компьенском дворце хранилищем для передвижной ванны служил камин.
Предметы напоминали собой экспонаты выставки: тумбочки в форме постаментов, столики для умывания в виде треножников, вытканная золотом шёлковая обивка мебели. Даже самые скромные и уютные кровати в то время были величественны и строги. На высоком постаменте из красного дерева возвышалось ложе, увенчанное пышным балдахином. Оно стояло вдоль стены и не имело обычных ножек, а опиралось на кубы или сплющенные шары. Ложе "охраняли" сфинксы или львы, вырезанные по углам. Кровать в стиле ампир была своего рода роскошным пьедесталом, возвышавшим человека над остальным миром, что наилучшим образом соответствовало духу наполеоновской эпохи. Излюбленным предметом мебельщиков в то время был тяжёлый низкий комод.
В интерьерах ампира царит упорядоченность и спокойствие, полная уравновешенность частей и строгая симметрия. Лёгкость и изысканность предыдущей эпохи сменяет холодная торжественность, фантазию заменяет холодный расчёт. Но главную странность интерьеру в стиле ампир придавали зеркала. Зеркал было необычайно много. Кроме привычных мест — над камином, между окнами — зеркала появлялись над кроватями, на створках дверей, прятались даже у пола между ножками мебели. Посреди будуара принято было ставить зеркало-псише, которое походило внешним видом на арку в человеческий рост. Целый иллюзорный мир складывался из отдельных зеркальных отражений. Мебель ампира далеко не всегда была удобной: комфортом жертвовали сознательно ради величественных форм. Массивная, с декоративными накладными бронзовыми рельефами, гладкими полированными поверхностями, деталями в виде карнизов, львиных лап, колонн, она походила на архитектурные сооружения.
|
|
База Знаний
Ампир
Рейтинг:
0
Поделиться