Чьи интересы защитит новый технический регламент на чай?
Рейтинг:
0


В Госдуму РФ внесен законопроект технического регламента на чай, меняющий действовавшие в отрасли советские нормативы. Данный документ разработан в соответствии с Европейскими стандартами и направлен на обеспечение качества и безопасности чая и чайной продукции, а также процессов их производства, перевозки и хранения.

В законопроекте оговаривается допустимое содержание химических веществ, требования к микробиологической и радиологической безопасности. И что самое главное, чай будет подразделяться на 5 типов — стопроцентный, с добавками, чайный напиток (где содержание чая менее 50%), растворимый и холодный чай (который продают в бутылках). Кроме того, чай будет классифицироваться по цвету: черный, зеленый, белый, желтый и красный.

Особое внимание уделяется чаям в пластиковых бутылках, так называемому холодному чаю. В соответствии с документом напитки с таким названием, содержащие меньше одного грамма экстракта чая на литр жидкости, потеряют право называться чаем. Сейчас многие производители называют холодным чаем то, что чай не содержит вовсе или содержит очень мало. Один грамм концентрированного экстракта – это примерное количество чая, которое потребитель заваривает у себя в чашке за один раз. По сути, производители, использующие в составе своей продукции меньше грамма экстракта или не использующие его вообще, должны будут уйти с рынка либо менять название своего продукта.

Лидирующие игроки на рынке холодного чая на сегодняшний день – компании Coca-Cola с брендом Nestea и PepsiCo с Lipton Ice Tea (бренд Lipton принадлежит компании Unilever). На упаковках этих продуктов указано, что в состав входит экстракт чая, но количественный показатель не обозначен. При этом ассоциация производителей данной отрасли утверждает, что холодный чай марок Nestea и Lipton уже сейчас отвечает требованиям нового регламента. Что в принципе неудивительно. Ведь, далеко не секрет, что техрегламенты в нашей стране нередко пишутся под крупных производителей, дабы облегчить им существование.

По сути, законопроект преследует благую миссию: навести порядок в чайной отрасли, определиться с наименованиями (категориями) продукции, и что самое важное – ее идентификаций. Ведь категория холодных чаев одна из сложных в части доказательства натуральности применяемого сырья, а уж тем более определения количества приведенного экстракта чая. Указанный «проходной уровень» – не менее 1 грамма / литр – действительно должен стать тем самым минимумом, который может обеспечить качество, тонизирующие и благотворные свойства напитка, претендующего на натуральность и гордое звание «чай». Хотя для достаточной концентрации в литровой бутылке прохладительного напитка его должно быть больше. Но дело ведь не только в этом.

Главное, чтобы эксперты не забыли разработать и утвердить (аттестовать) методики по проведению идентификации напитков содержащих чай, т.е. дать законное основание для безапелляционного отнесения того или иного напитка к категории натуральных. Т.к., на сегодняшний день, холодные чаи сложно отнести к таковым. Стоит только внимательно взглянуть на этикетку. Чаще всего под крышкой скрывается водный раствор, содержащий ароматизаторы идентичные натуральным и консерванты. Об этом свидетельствует даже длительный срок хранения продукта. Показательно и то, что количество самого чая не указывается на этикетках (если чайный экстракт там вообще присутствует).

На мой взгляд, новый технический регламент не сможет, к сожалению, выступить в роли «палочки-выручалочки» для целой отрасли и в одночасье все поменять. Для этого нужно принципиально менять подход к производителям со стороны государства и ассоциативного органа, усиливать их ответственность за выпуск некачественной продукции, видовой подлог, в том числе путем значительного увеличения штрафных санкций.

Кстати, требования к качеству чая и чайной продукции пересматриваются впервые с 1991 года. Новый документ должен преобразовать советскую нормативную базу, ведь современное многообразие продукции никак не вписывается в действующие ГОСТы.

По материалам Романа Гайдашова, эксперта Общества защиты прав потребителей.


Поделиться
Комментарии

Ваше имя
E-mail
Ваш комментарий
Введите код, который вы видите на картинке
Код