Все мы знаем, что каждый год в конце масленичной недели посреди площади ставят солнечную, яркую куклу. Expert65.ru заинтересовался об истории и атрибутике этого масленичного чучела. Итак..
Чучело Масленицы – атрибут праздника, являвшийся главным действующим лицом в цикле ее многочисленных обрядовых действий.
Этот персонаж мог быть представлен на празднике антропоморфной фигурой из соломы или дерева, имевшей женский или мужской облик, или реальным человеком, исполнявшим ту же роль.
Чучело наибольшее распространение получило в южных губерниях страны.
Готовили чучело молодые замужние женщины и девушки (иногда парни), собиравшиеся для этой цели в доме какой-нибудь пожилой крестьянки. Костюм должен быть ветхим, старым, собран из разных Омов или куплен в складчину.
При изготовлении изображаемому персонажу старались не просто придать форму, ассоциирующуюся с человеческим телом, но и обязательно гипертрофировать присущие тому или иному полу особенности: У Масленицы изображали большую грудь, а у Масленика подчеркивали мужские признаки. Одним из важнейших обрядовых действий при изготовлении такой куклы было ее одевание – «наряжение». Костюм масленичного чучела должен был быть старым, ветхим, рваным, а иногда на него надевали еще и вывороченную мехом наружу шубу. При этом как солому для тела Масленицы, так и все предметы ее одежды следовало обязательно собирать из разных домов или покупать в складчину, превращая исполняемую размером в рост человека фигуру в обрядовый символ деревни или села и подчеркивая, таким образом, сопричастность с актом ее создания всех членов конкретной крестьянской общины. Как правило, персонаж наделяли еще и личным именем - Дуня, Авдотья, Гаранька и пр.
Масленицу снабжали атрибутами: сковородкой, половником, блинами.
В деревнях Московской, Калужской, Владимирской губернии помимо главного персонажа во многих домах делали собственных семейных кукол (5-6 фигур).
В Пермской губернии Масленицу изображали в виде деревянной статуи, в Калужской губернии использовали наряженный деревянный пест, а в Псковской губернии – снежная баба, которую скатывали на санках с горы.
В середине XIX века в некоторых местах России роль Масленицы исполнял какой-либо крестьянин, специально выбранный для этого обществом. Его одевали в ветхую, рваную одежду мужскую или женскую. Ветхость одежды олицетворяла изжитость отпущенного срока существования.
Масленицу с шумом сопровождала толпа односельчан. Необычность «выезда» подчеркивали старые или перевернутые сани, смех, крик, и всеобщее веселье – этим действиям приписывали определенные защитительные свойства.
Одновременно в селении могло существовать несколько подобных фигур, но только одна из них считалась главной, только ее использовали во всех обрядовых действиях и в конце «провожали» или «хоронили» всей деревней.