Утонченное как шелк, крепкое как саке-японское кино в России
Рейтинг:
1

 Не так давно завершился «Фестиваль японского кино», в рамках которого, были представлены четыре картины японского кинематографа.



 Конечно сахалинцы уже привыкли к хорошему качественному кино мирового уровня, благодаря регулярно проходящим фестивалям, но надо ли говорить, что японское кино занимает особую нишу в мировом кинематографе?





В чем же особенности японского кино и есть ли что-то, что безусловно отличает японский фильм, скажем, от западного?



 Японское кино, как и все области японского искусства, является достаточно самобытным и оригинальным. Современное японское кино, с одной стороны - хранит национальные традиции, с другой - испытывает существенное влияние иностранных западных и американских фильмов. Но, безусловно, японское кино все равно занимает особое место в современном мировом кинематографе. Это обуславливает некоторые особенности, которые присущи только ему.





Как все начиналось



Японские кинематографисты впервые продемонстрировали «движущиеся фотографии» в 1896 году, а с 1900 годов сами начали снимать фильмы. Первый кинотеатр был открыт в 1903 году в столице Японии - Токио, а в 1908 году была создана первая киностудия. Культура Японии напрямую повлияла на кино, дав ему лаконизм и простоту, любовь к природе, а также яркие образы и характеры героев.



Знаменитые на весь мир кинорежиссеры Японии



Безусловно, в России, как и во всем мире, на слуху фильмы знаменитых японских режиссеров Акиры Куросава, Такеши Китано и Хидео Накаты. Примечательно, что период яркого прорыва национального кино Японии приходится на 70-е годы, тогда участие в создании фильмов нередко принимали сразу две страны: Япония и Россия. Так, например, в 1975 году на экраны выходит знаменитый фильм Акиры Куросава «Дерсу Узала» - об увлекательных путешествиях замечательного русского ученого и писателя В. Арсеньева. В центре повествования образ таежного охотника Дерсу Узала - мудрого, доброго и отважного человека, связанного с Арсеньевым искренней дружбой.





Особенности японского кино



Кого и чем  привлекает японское кино? Японское кино, привлекает, прежде всего, думающего и интеллектуального зрителя, а также тех, для кого японское кино - возможность прикоснуться к удивительной и своеобразной культуре, увидеть ее своими глазами, понять ее. Изобразительный ряд японского кино часто  неспешен и созерцателен, что, безусловно отличается от западного кино, приучившего зрителя к активным действиям и зачастую быстрой смене картинки. В японских фильмах сцены меняются плавно, все просто и лаконично, многие сюжеты повторяются. Это кинематограф не действия и слов, а образов, что и обуславливает частое молчание героев картин. Бывает, что за фильм они не произносят ни слова, также редко кричат и почти никогда не смеются. Зрителям необходимо прочувствовать эти образы, «прочитать воздух», как говорят японцы.





Во многом на японский национальный кинематограф повлиял традиционный театр. Особенно это было заметно в самом начале, затем, «театрализованность» постепенно ушла из видеоряда, но в качестве ее отголосков остались неспешность, созерцательность и минимум слов.



  Например, часто в японских фильмах заложено символичное сообщение к зрителям. Так, в  фильме, который был показан на фестивале кино на Сахалине «Эклер»- это зашифрованное сообщение о ценности человеческой жизни и мира, чтобы передать это,  используется образ сладости –  как символа  доброты.



 В другой картине, представленной сахалинцам в этом году- фильме «Жена Гэгэгэ» -в центре внимания зрителя  движение человека  вперед по жизни, принимающего  все страдания, которые выпадают на его веку.



Знаменитое японское аниме



 Большую славу и любовь многих зрителей во всем мире, Япония завоевала благодаря появлению особенного мультипликационного кино. Теперь, эти полнометражные  мультфильмы более известны как аниме, пользуются популярностью у всего мира.





 Аниме обязано своей славой мастеру создания мультфильмов - Тэдзука Осаму, который удостоился чести называться японским Диснеем. Кроме него большой вклад в развитие  японского аниме внес- Хаяо Миядзаки, вместе с другом, создавший знаменитую студию «GIBLI». Фактически знаменитая «Студия Гибли» появилась в 1983 году, при создании аниме «Навсикая из долины Ветров», созданной по мотивам одноимённой манги. Студия была названа в честь итальянского разведывательного самолёта времён Второй мировой войны. Сам самолёт был предназначен для Африки и назван по имени фёна в Ливии — горячего ветра из пустыни. Хаяо Миядзаки, любитель авиации и Средиземноморья, а также поклонник творчества французского писателя и пилота Антуана де Сент-Экзюпери, использовал это слово для названия своей студии.



В отличие от других аниме-студий, в основном занимающихся производством телевизионных сериалов и OVA, эта студия создавалась только для производства высококачественных полнометражных аниме, что в условиях острой конкуренции на рынке Японии рискованно: если проект провалится, то фирма сразу обанкротится. Чтобы свести риск к минимуму, служащие нанимались на неполную ставку. Фраза «Вдохнем свежее дыхание в мир японской анимации!» стала девизом студии.





 Миядзаки создал большое количество аниме, среди которых — «Мой сосед Тоторо» (1988), «Принцесса Мононокэ» (1997), «Унесённые призраками» (2001), «Рыбка Поньо на утёсе» (2008). Работы Такахаты включают «Могилу светлячков» (1988), «Мои соседи Ямада» (1999). Кроме того, он продюсировал другие ленты. Помимо работ Миядзаки и Такахаты, следует отметить полнометражные фильмы Ёсифуми Кондо «Шёпот сердца» (1995), Томоми Мотидзуки «Волны океана» (1993), известный в США под названием «I Can Hear the Sea», а также Хироюки Мориту и его фильм «Возвращение кота» (2002).



 Довольно интересны экранизации манги или аниме - их еще называют live action. Чаще всего это дорамы - сериалы. Здесь активно используется гипертрофированное выражение эмоций за счет использования мимики и голоса, что делает их достаточно непривычными для западного зрителя. Несмотря на то, что аниме  задумывалась для детей, часто их любят много взрослых по всему миру. Для взрослых аниме содержит возможность расшифровывать некоторые послания образов, символов, персонажей, а также изучать культурные традиции и непривычный взгляд на многие вещи. 



На «Кинофестивале японского кино»  в картине «Дораэмон: Динозавр Нобита» был представлен широкоизвестный и любимый многими, знаменитый  персонаж аниме-Дораэмон.  История его популярности началась с известного сериала «Дораэмон»— популярный манга-сериал, созданный мангака-дуэтом Фудзико Фудзио. Впоследствии — аниме-сериал. Сюжет повествует о коте-роботе по имени Дораэмон, который переместился во времени из XXII века, чтобы помочь школьнику по имени Нобита Ноби. В произведении была использована техника супер-деформации. Первый выпуск манги появился в декабре 1969 года одновременно в шести разных журналах. Всего было создано 1344 выпуска.





Персонаж Дораэмона отличает повсеместная любовь к нему, в Японии выпускается большое количество сувенирной продукции и канцелярии с его изображением. Символ Дораэмона –это культивирование в зрителе чувства храбрости, дружбы и доброты.  Потому, такой яркий, поучительный  мультфильм будет полезен как юным, так и взрослым зрителям.



На наш взгляд, японское кино способно заиграть всеми красками для российского или  западного зрителя лишь тогда, когда он понимает особенности и традиции японского кинематографа. Но в любом случае,японское кино- это всегда не только отличный  вид интеллектуального отдыха для всей семьи, но и  возможность прикоснуться к культурным традициям и особенностям  загадочной Японии.



 



 



 



 



 


Поделиться
Комментарии

Ваше имя
E-mail
Ваш комментарий
Введите код, который вы видите на картинке
Код