Помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым»
Масару Ибука, Президент фирмы «Сони», Директор Ассоциации раннего развития
Раннее детство… Возраст ребенка от года до трех лет. Совсем небольшой временной интервал, однако, какие важные изменения происходят с малышом за это время! Всего лишь за два года ребенок совершает огромный скачок в своем развитии.
…Вчера лишь мы умилялись осознанной улыбке нашего крохи, предназначенной вернувшемуся с работы папе, а сегодня поражаемся попытке повторить движения полюбившейся потешки.
И вместе с такими положительными эмоциями приходят новые вопросы — как обучать подрастающего ребенка? Какие методики использовать? С какого возраста начинать и как организовывать обучение, чтобы оно принесло максимальные результаты? Как не упустить время и не растерять росточки всесторонне развитого ребенка?
Задаваясь бесконечным множеством вопросов, не отдавая себе, быть может, отчета, мы ищем ответ на самый главный вопрос — как сделать так, чтобы нашей крохе было интересно в жизни и приятно, а также комфортно с нами?
Надеемся, что материал, предлагаемый в рубрике «Игровая академия для малышей», поможет родителям найти позитивные подходы к развитию их ребенка. Ведь то, в каком направлении пойдет развитие малыша, зависит от взрослых, вернее, от их отношения к его действиям. Причем активное участие взрослых в воспитании ребенка — это не обязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности.
Трудно переоценить роль взрослого в жизни маленького человека. Для малыша все впервые, и все — навсегда. Впервые вкусовые ощущения от яблочного сока вызывают неописуемый восторг. Впервые холодный и резкий порыв ветра пугает спокойно гуляющего кроху — и он долго не может успокоиться от недоумения и обиды.
Маленький человечек — это обособленная вселенная. И радости и горести у него — вселенские. И только родные и близкие взрослые в этом непонятном мире служат для него маячком.
«Поговори, со мною, мама!»
Прежде всего, необходимо подготовить «почву» для дальнейшего плодотворного творческого и интеллектуального развития. А именно — приучить ребенка к своему голосу, своим интонациям. Если хотите — доверять ребенку. Да-да, именно — доверять. Ведь он, лежа в кроватке, не просто лепечет, он пересказывает то, что его встревожило или заинтересовало (плачем, как правило, малыш взывает к вам о помощи). Так и вы — доверяйте малышу… рассказывая все, чем занимаетесь в этот момент. «Сейчас я тебе потру морковочку. Она очень полезная. Где тут моя терочка? Морковка хорошая, сладкая». Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.
Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком.
Когда малыш подрастает, он уже может осознанно реагировать на ваши слова. Обращайте внимание на изменения в погоде, объясняйте, почему сегодня нужно надеть курточку, а завтра можно уже снять шарфик. Внимательно следите, что именно заинтересовывает вашу малютку, поддерживайте его природный интерес. Удовлетворяйте его запросы познавательного характера. Говорите, объясняйте, рассказывайте… остановившись ровно за несколько минут до того, как малышу надоест слушать (время это без труда определите сами — вы ведь внимательные и любящие родители).
По мере взросления крохи вы уже можете завязать с ним маленькие диалоги. Обязательно интересуйтесь его мнением, задавайте вопросы, на которые ребенок может ответить (даже кивком головы, даже на «своем языке»). Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя произношение и порядок слов, а если и поправляете — то делайте это очень деликатно, так как, с одной стороны, малыш и сам на слух в конце концов воспримет правильную речь, а с другой, чтобы не отбить у ребенка желание вести с вами беседу. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что внимательно слушаете и что его слова для вас небезразличны. Разговаривайте с ребенком
Постоянно разговаривайте с ребенком, даже если вам кажется, что он вас не понимает. Ученые обнаружили прямую зависимость уровня интеллекта маленького ребенка от количества слов, которые он слышит ежедневно. Кроме того, чем больше вы разговариваете с ним, тем лучше и быстрее он научится говорить. Только постарайтесь говорить о понятных ребенку вещах — о его игрушках, знакомых ему предметах, одежде, а не о том, что вы собираетесь сделать в ближайшие выходные.
Вырабатывайте ритуалы
Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Четкий режим дня, обоснованные и постоянные правила (вытираем ручки насухо после мытья; утром обязательно делаем зарядочку) создают четкие «рамки» (не тиски!), благодаря которым малыш чувствует себя в безопасности.
Кроме того, определенные ежедневные ритуалы помогают ребенку быстрее запомнить последовательность действий в том или ином событии (купании, отходе ко сну, одевании и т.д.) и придерживаться ее постоянно. Если ребенок уже умеет разговаривать, при выполнении ритуала вы можете спрашивать его: «А что ты будешь делать после этого?». Чем раньше вы выработаете такой ритуал, тем быстрее ребенок начнет совершать его самостоятельно, без вашей помощи, по памяти.
Также целесообразно сопровождать режимные моменты коротенькими рифмованными стишками.
Капкап водичка
Ванечке на личико.
Носик умыли.
И глазки умыли.
Щечки умыли,
И лобик не забыли
Солнышко в окно глядит:
Кто у нас так крепко спит?
Глазки открывать пора.
С добрым утром, детвора!
Ванечка уже поел.
Ваня кофточку надел.
Ванечка не хочет спать
На уличку пойдет гулять.
«Чтение — вот лучшее учение!»
Читайте книжки, причем начинайте делать это уже с 6-8 месяцев. Даже если ребенок еще не в состоянии постичь смысл текста, он поймет принцип чтения — то, что в книге есть значки, которые можно читать, и картинки, которые можно рассматривать. Совместное чтение вырабатывает также тесную эмоциональную связь между ребенком и родителем, ведь это время целиком посвящено ребенку и только ему одному. Не менее полезно читать снова и снова одну и ту же книжку. Это хорошо развивает память, а какое удовольствие получает ребенок, когда может заранее предсказать, что произойдет на следующей странице!
Быть отцом или матерью — одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире. Мы надеемся, что вы будете для своего ребенка первым и самым лучшим и важным воспитателем. Помните, что малыш беззащитен перед взрослым, он безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего.
|
|
База Знаний
Раннее развитие ребенка (или для тех, кому до 3 лет)
Рейтинг:
0
Поделиться
Комментарии